Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Основные идеи

Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, "внутренних картин" на заданную психотерапевтом тему, называемую мотивом. Психотерапевт при этом выполняет контролирующую, сопровождающую и направляющую функции.

По мнению Х. Лейнера, подобные образы, (образы фантазии, кататимные образы) возникающие у пациента и имеющие вид эйдетических представлений, являются проявлениями потребностей, конфликтов или аффектов, образующих содержание бессознательного. Образы, связанные с бессознательным, достаточно универсальны и имеют статус архетипических образов, соотносимых с экзистенциальными жизненными ситуациями. Это позволило определить набор стандартных образов: старец, ручей, дом, гора, лес, нора, болото, вулкан, люди и мифические персонажи.

При проведении данного метода задачей терапевта является убеждение пациента в том, что по отношению к его "символам возможны иные операции". По ходу терапии создается сценарий действий, которые пациент должен совершить в следующем сеансе по отношению к своим образам. Весь психотерапевтический цикл продолжается, как правило, 20-50 сеансов и проходит ряд стадий: диагностика проблем и конфликтов, эйдетическая проработка универсальных образов, проработка личностно значимых образов.

Психотерапию по методу символдрамы можно представить как некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с конфликтами (первая составляющая), другую – работа, направленная на удовлетворение архаических потребностей (вторая составляющая) и третью - работа, нацеленная на развитие креативности пациента (третья составляющая). В каждом конкретном случае работы с пациентом психотерапевт как бы перемещается в этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя различные техники символдрамы.

Психотерапевт может вызвать похожие на сновидения наяву представления образов - имагинации. Если предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления, то это, как было показано Лейнером, получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта, животных и человека.

При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента или клиента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние, структурируя сновидения наяву по специально разработанным правилам.

В этом диалогическом методе полное эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особо важное значение. Этим символдрама отличается от аутистических техник использования образов в психотерапии, например, таких как образная медитация, активное воображение, по К. Г. Юнгу, и высшая ступень аутогенного тренинга, по Шульцу.

Концепция символдрамы базируется на традициях европейской глубинной психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов. Из дидактических соображений вся система разделена на три ступени: основную, среднюю и высшую. При помощи техники основной ступени можно и дополнений из курса средней ступени можно проводить полноценное лечение в ограниченной области.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях:

  1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ исходя из самого себя и познавать себя в ходе четкого диалектического процесса.
  2. В результате эмпирических наблюдений за фантастическими образами разработан ряд специфических правил и выявлены некоторые закономерности. Они подчинены первичному процессу, неинтерпретирующемуся воздействием.

В соответствии со своей концепцией метод символдрамы близок глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования "Я", инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы). С феноменологической позиции можно выявить параллели символдраме в игровой терапии ребенка, в психодраме по Морено и в элементах гештальт-терапии. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтических бесед по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе.

наверх