Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Места

Паломничество составляет важную часть религиозной жизни индуиста. В Индии существуют сотни священных мест, к которым стекаются паломники, чтобы принять участие в храмовом празднике и массовом религиозном гулянии, а также совершить омовение в священной реке. Главными местами паломничества являются:

  • Бенарес (Варанаси)
  • Харидвар
  • Вриндаван
  • Матхура и Аллахабад
  • Мадураи
  • Канчипурам
  • Уджджайн
  • Дварака
  • Майяпур
  • Пури
  • Тирупати
  • Катра
  • Курукшетра
  • Рамешварам
  • Айодхья

Также существуют четыре основных места паломничества в Гималаях, которые называют Чар-дхам:

  • Бадринатх
  • Кедарнатх
  • Ганготри
  • Ямунотри

Бадринатх (Бадарикашрам) - одна из четырех  главных святынь  Гималаев и обитель одного из аватаров Верховного Бога Кришны (Вишну) - Нара-Нараяны. Это место упоминается еще в древнейших ведических писаниях. В стоящем здесь храме поклоняются самопроявленному Божеству Нараяны.

Храм открыл только летом, когда дорога в ущелье не засыпана снегом. Зимой в храме поклоняются небожители, и священники храма, возвращаясь сюда в майе, находят горящие лампады. Храм стоит на высоте 3200 м на фоне горы-пирамиды Нилкантха (6596 м).

Кедарнатх - одна из четырех главных святынь  Гималаев и одно из самых важных мест поклонения Шиве. Около 5000 лет назад Шива явился здесь в образе быка и погрузился в землю, оставив на поверхности только верхушку своего горба, которая превратилась в Шива-лингу. Этой линге и поклоняются в  храме, построенном 1200 лет назад великим учителем Шанкарой, который здесь же вошел в самадхи.

Добраться до Кедарнатха непросто. Доехав автобусом до Гаурикунды, пешком в гору оставшиеся 14 км. Но уже на десятом километре нам открывается прекрасный вид пика Кедарнатх (6640 м).

Ганготри - одна из четырех главных святынь  Гималаев. Здесь берет свое земное начало река Ганга - одна из самых священных рек Индии. Ганготри находится в 220 км. от Харидвара. Строго говоря, деревня Ганготри - это еще не самый исток Ганги. Здесь возвышается огромный валун, на котором в древности совершал аскезы царь Бхагиратха, чтобы умилостивить небесную Гангу и побудить ее сойти на землю.

Здесь же стоит и храм богини Ганги, восседающей на морском чудовище. Ледник Гомукх, из-под которого и вытекает небесная река,  находится на высоте 4200 м. и окружен шеститысячниками, один из которых - г. Шивалинг (6543 м.) напомнит о Шиве, на голову которого падает Ганга и уже оттуда стекает на землю, освящая ее на всем протяжении своего пути до Индийского океана.

Ямунотри - одна из четырех главных святынь  Гималаев. Здесь начинается река Ямуна - одна из самых священных рек Индии. Ямунотри находится в 234 км. от Харидвара. Автомобильная дорога кончается в деревне Хануман Чатти. Оттуда 14 км. до Храма Ямуны, который  стоит на высоте 3235 м. Здесь находятся горячие источники и поломники поклоняются божеству реки Ямуны, сестре бога смерти Ямы. 

Паломники варят в источниках рис и картошку и преподносят в дар богине.  Рядом с храмом со склона горы Калинда Парват стекает ручей - это и есть Ямуна. Самый исток - озеруСапта Риши Кунд и ледник Чампасар. Здесь, на высоте 4421 м.  совершали аскезы семь великих мудрецов: Кашьяпа, Атри, Бхарадвадж, Вишвамитра, Гаутама, Джамадагни и Васиштха. Добраться сюда можно только с проводником, совершив восьмичасовое восхождение.

Ганга — в индуистской мифологии — небесная река, спустившаяся на землю и ставшая рекой Ганг. Индусы считают её священной и совершают к ней паломничества, особенно к истокам у городов Харидвар и Варанаси (место впадения р. Джамна).

Майяпур почитается святым местом рядом традиций в индуизме, но особое значение он имеет для последователей гаудия-вайшнавизма, так как является местом рождения Чайтаньи Махапрабху — объединённой аватары Кришны и Радхи. Каждый год Майяпур посещают более миллиона паломников. Майяпур является мировой штаб-квартирой ряда гаудия-вайшнавских организаций, таких как Гаудия Матх, и с начала 1970-х годов — Международного общества сознания Кришны.

Дварака всегда была самым важным центром паломничества на западном побережье Индии. Она находится в Саураштре, там, где река Гомати впадает в Аравийское море. На протяжении веков она приобрела целый ряд названий: Дварака - ворота к вечному счастью, Дваравати, Сварнапури - золотой город и Сварнадварика - золотые ворота. Последние три названия объясняются тем, что Дварка, будучи западными воротами Индии, через которые страна вела торговлю с внешним миром, всегда была процветающей и богатой.

Дварка и сейчас остается местом огромной религиозной важности для индуистов. Рассказывают, что когда Кришна сразил могущественного Камсу, его тесть Джарасандха, мстя за его убийство, стал нападать на Кришну и его родственников ядавов. Устав от этих войн, Кришна со всем кланом ядавов ушел на запад страны и построил крепость Двараку. Этот город простирался на более чем 100 километров. Он был хорошо укреплен и окружен рвом, через который перебрасывались мосты, убиравшиеся в случае атаки врага.

Согласно легенде сами боги помогали Кришне строить этот великолепный город. Найденные при археологических раскопках предметы показывают, что нынешняя Дварака является шестым по счету поселением на этом месте. Все предыдущие города в разные времена были поглощены морем. Морские волны все еще омывают берега этого знаменитого города, что придает ему особую красоту.

Центром паломничества в этом священном городе является храм бога Кришны Дваркадхиш. Некоторые части его относятся к XII-XIII векам, а другие - к XVI веку, однако его главной части - Джаг Мандиру - насчитывается 2500 лет. Зал храма богато украшен резьбой и поддерживается 60 массивными колоннами, каждая из которых высечена из одной каменной глыбы. Многие из скульптур относятся к периодам правления Мауриев, Гуптов и Чалукиев. Некоторые из них имеют джайнистское и буддийское происхождение. Храм имеет высоту более 47 метров.

Еще одним важным местом паломничества в древнем городе Дварка является Гомати гхат. Согласно мифу здешний храм был построен за одну ночь по указанию правнука Шри Кришны Ваджранабха божественным мастером Вишвакармой. Археологи не уверены в точной дате строительства этого сооружения каким оно представляется сейчас, однако полагают, что оно было заново построено в X - XI веках после того, как первоначальный храм был уничтожен, по-видимому, во время мусульманских вторжений (источник).

Матхура. Главной святыней городя является Храм Кришны Джанмабхуми (Sri Krishna Janmbhoomi Temple). Этот храм построен на месте, где по преданию родился Кришна. Первый храм на этом месте был построен около 5000 лет назад царем Ваджранабхой, и перестроен царем Чандрагуптой. В 12 в. был частично разрушен мусульманским завоевателем Махмудом Газни и впоследствии восстановлен.

В 1699 году, в очередной раз храм был подвержен разрушению, а император Аурангзеб повелел построить на этом месте мечеть из тех же строительных материалов. Ныне существующий храм был построен в 1965 году. В нем установлен целый божественный пантеон - мурти Кришны, Радхи, Рамы, Ситы, Лакшманы, Ханумана и др. На месте рождения Кришны, в 250 метрах от храма находится небольшое святилище.

По берегам реки Ямуны, протекающей через весь город, расположены гхаты (места для совершения ритуального омовения). Вишрама Гхат (Vishram Ghat) - место, где, по преданию, совершил омовение Кришна после убийства демонического царя Камсы, является священным. Около гхата находятся 5000-летние божества Ямуны и ее брата Ямы. Ежедневно утром и вечером здесь совершается ритуал поклонения священной Ямуне.

Как добраться: Через Матхуру проходят поезда из Дели, Калькутты, Мумбая и др. Поезд из Дели идет около 2-3 часов. В Матхуре 2 автобусные станции, откуда можно попасть в Агру, Дели, Вриндаван, Джайпур, а также в Харидвар (источник).

Варанаси (Бенарес или Каши) – это один из семи священных городов Индии и сакральный город Шивы. Согласно преданиям, каждый, кто оставит тело в Варанаси, немедленно попадет в высший, божественный мир, освободившись от цикла рождений и смертей. Поэтому многие сюда приезжают в конце своего жизненного пути, чтобы оставить здесь свое тело. Например, именно здесь над Гангой, был развеян прах недавно ушедшего Джорджа Хариссона.

Варанаси, город с миллионным населением, считается одним из древнейших на Земле. Он всегда привлекал многочисленных паломников, но также являлся важнейшим законодательным центром индуистских ритуалов и традиций. Из множества храмов Варанаси можно выделить Вишванатх, Дурга и Тулси-Манас Темпл, а также храм Бхарат Мата.

Гхаты  - места для совершения ритуального омовения, в  Варанаси  их более ста - мест, где к водам вечной Ганги можно спуститься по специальным ступеням. Наиболее известный – Дашашвамедха Гхат (букв. «место принесения в жертву 10 лошадей») - самое благоприятное место для омовения в реке и проведения пуджи на восходе солнца. Жизнь на берегу Ганги не прекращается ни на минуту - тысячи и тысячи людей приезжают сюда, чтобы «смыть» свои грехи в ее священных водах. Далее находятся Гхаты: Аси, Барнасангам, а также Харишчандра Гхат, где совершается кремация покойников. Лучшим временем для омовения на гхатах считается полнолуние.

Главный храм в Варанаси Шива Вишванатха Темпл посвящен Шиве в ипостаси Бога Вселенной. Он построен в 1776 году на месте более древнего храма. К сожалению, вход для европейцев запрещен, но храм и даже алтарную часть можно осмотреть с площадки, которая приподнята над стеной храма.

Университет индуизма - одна из достопримечательностей Варанаси, был открыт в 1917 году. Он предлагает курсы по индийской философии, искусству и культуре, а также музыке и санскриту. При университете открыт музей, в котором хранится более 150000 древних манускриптов на санскрите, коллекция скульптуры и миниатюры 1-15 вв. Время работы музея: ежедневно, кроме воскресения, с 11.00 до 16.00.

Ориентация в городе: Город расположен вдоль левого берега Ганги. К реке здесь спускается множество гхатов. По старой части города можно передвигаться только пешком, так как улицы очень узкие. На северо-западе города расположены отели, ж/д станция и телевизионная башня, служащая ориентиром.

Как добраться: самолетом из Дели, Агры, Кхаджурахо и Мумбая; автобусом из Аллахабада, Лакхнау, Горакпура; поездом, следующим из Дели в Калькутту (нужно уточнять какие поезда останавливаются в Варанаси) (источник).

Рамешварам, который часто называют «Варанаси юга» - один из четырех наиболее значимых паломнических центров Индии. Город упоминается в эпосе «Рамаяна» и расположен на уходящей глубоко в океан косе (превратившейся в 15 веке в остров), по пути из Индии в Шри-Ланку.

Храм Шри Раманатхасвами (Sri Ramanathaswamy Temple). Согласно легенде, несколько тысячелетий назад Рама умолял здесь Шиву помочь ему вернуть жену Ситу, похищеную демоном Раваной. Молитвы были услышаны и с помощью Ханумана Сита была освобождена. Перед тем, как попасть в Храм необходимо совершить ритуальное омовение. Это место - Агни Тиртха (Agnitheertham) находится в 250 метрах от храма.

Далее паломники попадаюют в огромный, похожий на пещеру, храм Шивы Раманатхасвами. Здесь молятся и вайшнавы и шиваиты, не допускаются только туристы. Главными святынями храма являются два шивалингама. По преданию, первый лингам сделала из песчаника Сита, а второй по просьбе Рамы был принесен Хануманом со священной горы Кайлас. Рама совершил поклонение этим лингамам для того, чтобы очиститься от греха убийства демона Раваны.

Знаменит храмовый комплекс самыми длинным в Индии (около 200 м) коридорами украшенными 1212 рельефными колоннами. На его территории находятся 22 священных водоема. Омовение совершенное здесь, по преданию, освобождает от всех грехов.

Главные праздники, на которые съезжаются десятки тысяч паломников со всей Индии – это Махашиваратри (февраль - март), Брахмотсавам (март-апрель) и Tирукальянам, посвященный браку Шивы и Парвати (июль-август). В 8 км от Рамешварама находится Храм Котхандарамасвами (Kothandaramaswamy Temple), построенный на месте встречи Рамы и Вибхишаны, брата Раваны, перешедшего на сторону Рамы.

Как добраться: поездом из Ченная или на автобусе из Ченная, Мадурая и Тричи (источник).

Курукшетра - легендарное место, куда устремляются тысячи паломников, осбенно накануне затмений небесных светил. Как свидетельствуют предания, в эти дни здесь соединяются воды нескольких священных рек, поэтому ритуальное омовение в этот период освобождает от грехов. Наиболее известно из «Махабхараты», как место битвы Пандавов и Кауравов.

Как добраться: Курукшетра расположена в 160 км на север от Дели. Сюда ходят автобусы из Дели, Чандигарха и Харидвара (источник).

Айодхья. Этот священный город привлекает многочисленных паломников-индуистов - именно здесь, в Айодхье, родился Рама, мифологический герой и воплощение Вишну. На этом месте был возведен храм. Однако во время правления Аурангзеба он был разрушен и на его месте построена мечеть.

Несмотря на попытки правительства уладить старую проблему религиозной принадлежности этой территории, в Айодхье постоянно происходят межрелигиозные столкновения между индуистами и мусульманами, которые иногда заканчиваются гибелью людей. В 1992 году мечеть снова была разрушена и начато строительство индуистского храма.

Как добраться: из Лакхнау (ок. 160 км) на автобусе или поезде (источник).

Канчипурам – один из семи сакральных и древнейших  городов Индии и на юге считается самым священным. Канчипурам посвящен обоим божествам – Вишну и Шиве. Место, где располагается город, известно с древнейших времён. В частности, оно упоминается в «Махабхарате». Говорят, что город получил своё название от того, что бог Вишну поклонялся («анчи») богу Брахме («Ка»), «пурам» же означает «город», отсюда – название «Канчипурам».В 7-8 в.в. годах здесь находилась столица государства Паллавов.

Канчипурам часто называют «городом золотых куполов и тысячи храмов». Находясь в 70 км к юго-западу от Ченная, Канчипурам является одним из главных центров паломничества, особенно в период храмовых фестивалей, которые проходят с января по май. Здесь до сих пор находится резиденция главы ордена Шакарачарья, а также центр ведической астрологии, где предсказания осуществляют на пальмовых листьях.

Этот город храмов имеет два ярко выраженных района – Шиваканчи (северная часть) и Вишнуканчи (восточная окраина города). В южной части, на другой стороне реки, находится комплекс джайнских храмов.

Храм Кайласнатха (Kailasanatha Temple). Этот посвященный Шиве храм - древнейший в Канчи. Он окружен стеной, опоясанной изнутри рядом ниш с фигурами богов и барельефами. Особое впечатление производят 58 небольших святилищ, посвященных божественной чете - Шиве, Парвати, их сыновьям Ганеше и Субраманья и другим божествам.

Скульптуры храма, как и росписи носят скорее фантазийный, нежели традиционный характер. Главное божество храма, двуполое воплощение Шивы - Ардханаришвара представляет собой фигуру, женская половина которой держит в руках струнный инструмент, а мужская половина изображена сидящей на быке Нанди.

Шри Экамбарешвара (Sri Ekambaranatha Temple). С этим расположенным на 10 гектарах земли храмом связана изумительная история о его священном манговом дереве, обладающем целительной силой. Местные жители утверждают, что дереву более 3500 лет и что именно под ним Шива явился Парвати после того, как она обратилась к нему с молитвой.

На священном дереве четыре основных ветки, представляющие 4 Веды, а главное божество получило свое имя Экамранатха - «Бог мангового дерева». Украшением храмового комплекса, является 59-метровая башня гопурам, холл с 1000 колоннами, 540 из которых украшены изящной резьбой и галерея шивалингамов.

Шри Камакши Амман (Sri Kamakshi Temple). Находящийся в центре города и наиболее почитаемый местными жителями храм Шри Камакши посвящен не Вишну и не Шиве, а Парвати в образе Камакши (исполняющей любовные желания). На большой мощеной территории храмового комплекса находится знаменитая золотая башня-гопурам с фигурой Камакши и Шри Чакрой - магическим круговым символом с мистическими надписями для совершения обряда поклонения.

Здесь же танк - водоем для совершения омовений, два небольших храма Вишну и Аннапурны, а также мурти философа и мудреца Ади Шанкарачарья. Храм оживает в феврале-марте, когда на 9-й лунный день месяца проводится грандиозный фестиваль храмовых колесниц и в октябре-ноябре, когда празднуется день рождения Богини.

Храм Вайкунтха Перумал (Vaikuntaperumal Temple), построенный в 7-8 веке, посвящен Вишну. Он имеет четырехэтажную башню с алтарями на каждом этаже, в трех из них Вишну представлен стоящим, сидящим и лежащим, а на самом верхнем помещен Гаруда. Песчаниковые стены отчасти выветрены, но скульптурные украшения темного гранита хорошо сохранились, особенно в закрытом холле – мандапа, где выделяются великолепными аркады со львами.

В святилище Вишну посетители не допускаются, но можно попасть в “стоколонный зал” на первом дворе храма. Здесь, в тишине и покое возникает особое мистическое ощущение единения с Всевышним.

Храм Варадараджа Свами (Sri Varadarajaswamy Tample) – это cамый большой храм в Канчипураме, построенный в 12 и расширенный в 16 веке. Храм Варадараджа один из важнейших, наряду с храмами в Тирупати и Шрирангаме, храмов Вишну в южной Индии. «Варада» означает «дающий благословение», «раджа» – «царь, правитель». Таким образом, «Варадараджа» означает «царь тех, кто даёт благословение». Варадараджа велик, на нём дорогие украшения, у него 4 руки, в котрых он держит раковину - «шанкха», диск - «чакра», дубинку - «гада» и лотос - «падма».

Его супругу зовут Шри Перундеви (Лакшми), её храм немного меньшего размера находится справа от основного. Согласно легенде, изначальный образ Вишну хранится на дне священного водоема при храме. Фигуру извлекают из пруда раз в 40 лет, по случаю чего проводится грандиозный праздник длящийся 45 дней. В очередной раз это произойдет в 2019 году.

Интерес представляют также храмы Улагаландар, Виджая Рагхава (посвященный победе Рамы), Аштабхуджам (в честь восьмирукого Вишну), Кумара Коттам (в честь Шри Субраманья) и другие.

Как добраться: автобусом из Ченная и Махабалипурама (источник).

Хаидакхан - всемирный центр паломничества, уникальное место духовного очищения и трансформации, основанный на Учении Шри Бабаджи. На своем собственном примере Шри Бабаджи показывает нам путь Санатана Дхармы (изначальной «вечной религии», индуизма).

Важными местами паломничества, особенно вайшнавской традиции, являются   также следующие города, которые в особенности знамениты своими древними храмами:

  • Пури — там находится один из самых больших вайшнавских храмов в мире и ежегодно проходит крупнейший вайшнавский фестиваль Ратха-ятра (проводится ежегодно в июне или июле месяце).
  • Тирупати — там расположен вайшнавский  храм Тирумала Венкатешвара — самый богатый и самый посещаемый индусский храм в мире, который называют «индуистским Ватиканом».
  • Катра — там находится храм  Вайшно Деви.

Для последователей традиции шактизма важными местами паломничества являются так называемые Шакти-питы, где поклоняются богине-матери  Шакти. Всего их насчитывается 51. Их история связана с Шивой, когда он, перенося в великом гневе мёртвое тело Сати, начал совершать танец гнева «тандаву», который он обычно танцует только перед разрушением Вселенной.

Видя гнев Шивы,  Вмшну осознал, что вся сила Шивы исходит от мёртвого тела Сати/Шикти и разрезал её на кусочки своей Сударшана-чакрой, после чего гнев Шивы исчез. Тело Сати было разрезано на 51 кусок, каждый из которых упал на землю в определённом месте — каждое из этих мест превратилось в одну из Шакти-пит. Самыми знаменитыми из них являются Калигхат-мандир в Колькате, Камакхья-мандир в Ассаме, и храм Вайшнав-деви вДжамму.

Одним из мест силы  является гора Аруначала – Лингам Господа Шивы, символизирующий элемент огня, Тируваннамалаи (Индия).

Окунево

По словам преемника Бабаджи, нынешнего главы приверженцев движения Хайдакхан Самадж Шри Мунираджа, в России, в северных ее районах жили легендарные поэты-мудрецы риши, записавшие и принесшие в Индию священные книги Веды (само название России бабаджиты трактуют как “Страна мудрых риши”). Лучезарным рисуется не только далекое прошлое, но и будущее нашей страны:

Россия не только выживет в грядущих катастрофах, считают бабаджиты, но и станет колыбелью новой расы людей, венцом грядущего Золотого Века. В России же самым священным местом считается Сибирь, так как, согласно Бабаджи, в предыдущем Золотом веке здесь располагался духовный центр мира — Храм Ханумана, и в этих краях происходили события, описанные в древнеиндийском эпосе “Рамаяна”.

Но самое интересное, что бабаджисты даже нашли уже "конкретное место" расположения храма Ханумана — оно оказалось в деревне Окунево Муромцевского района на севере Омской области. Деревня Окунево получила известности и в глазах поклонников восточного мистицизма. Православные Муромцевского района, узнав об экзотической находке индуистов, поспешили  занять место для себя, построив в спешном порядке там часовню.

Однако любителям восточной экзотики это мало помешало — ведь последователи движения Хайдакхан Самадж Шри Мунираджа считают Бабджи реинкарнацией святого Сергия Радонежского. Поэтому православные могут справлять свои ритуалы, а бабджисты, приходя к той же часовне — свои, медитации и рецитации высказываний учителей Востока. В 1995 г. окуневский ашрам был официально зарегистрирован как религиозная община “Омкар Шива Дхам” (источник).

наверх