Неоориенталистские объединения

Автор - Воробьева М.В.

Ананда марга

Ананда марга (Ананда марг прачарк сангх) (букв. "Путь к блаженству", "Общество пропаганды пути к блаженству") –  радикальная  (фундаменталистская) религиозная организация, созданная в 1955 г. в Индии (штат Бихар). Первоначальное название – "Общество моралистов". Основатель учения Ананда Марга – Прабхат Ранджан Саркар (1921–1990) – выходец из семьи обедневших бенгальских брахманов, принявший титул "Ананда мурти" "воплощение блаженства". Сторонники называют его "баба" (отец) и "гуру".

Учение Ананда Марга представляет собой смесь йоги, шиваистского индуизма и тантризма. Цель учения Ананда Марга – достигнуть "высшего сознания" посредством медитации и править обновленным миром. Ананда Марга критикует капитализм и материализм, коммунизм и демократию; подчеркивает индусскую самобытность и мессианскую роль индуизма.

В основе организации лежит принцип гуруизма, выборных органов нет. Внутри организации действуют свои департаменты (образования, связей с общественностью и т.д.) и Общество добровольной службы (военные молодежные отряды). Численность членов организации держится в тайне.

Штаб-квартира Ананда Марга расположена в г. Калькутта (Индия). "Глобальный ашрам" (обитель организации) находится в районе Тилджала (г. Калькутта). Собрания организации ("дхарма Махачакро" – великое колесо веры) проходят в разных местах.

С 1973 г. деятельность организации распространилась за пределы территории Индии.

Члены А.М. неоднократно совершали террористические акты на территории различных государств, и по этой причине деятельность Ананда Марга запрещена в Индии, Румынии и в ряде других стран.

наверх

Брахма кумарис

Брахма кумарис (Всемирный духовный университет Брахма кумарис) – духовная организация, берущая за основу индуизм шиваистского направления. У истоков учения стоит Дада Лекхрадж (1877–1969) (позже он принял имя Праджапита Брахма), основавший в 1936 г. в городе Хайдарабаде, провинция Синдх (ныне территория Пакистана) университет Брахма Кумарис.

В 1950 г. Университет переехал в город Маунт Абу (штат Раджастан, Индия), где в настоящее время располагается Международная штаб-квартира Университета.

Учение Брахма Кумарис основано на Раджа Йоге, которая практикуется его членами. Основная идея учения состоит в том, что все люди являются братьями и сестрами, как дети одного Бога. Цель учения – объединение всех людей, независимо от их вероисповедания, расовых и языковых отличий, и создание нового общества. Последователи учения верят, что Праджапита Брахма – воплощение бога Шивы.

Последователи учения должны следовать принципу ненасилия, как в мыслях, так и в действиях. Необходимо соблюдать чистоту души и тела, в связи с чем предполагается отказ от всего нечистого (в т.ч. – от животной пищи, алкоголя и табака); предписано воздержание от сексуальности и ношение белых одежд.

С 1972 г. учение Брахма Кумарис распространяется на Западе и в настоящее время филиалы Брахма Кумарис есть в странах Европы, Азии, Америки, Африки, в Австралии, Великобритании, России (с 1989 г.) и странах СНГ.

Б.К. является членом Департамента общественной информации при ООН, обладает консультативным статусом в Экономическом и Социальном Совете ООН, Детском фонде ООН.

Несмотря на внешний "светский" облик, исследователи трактуют учение Брахма Кумарис как религиозное. Особую критику вызывает внедрение программ Брахма Кумарис в общеобразовательные школы.

наверх

Движение Ошо Раджниша

Движение Ошо Раджниша (Раджинизм, раджнишизм) – движение последователей проповедника по имени Бхагаван Шри Раджниш (Раджниш Чандра Мохан) (1931–1990), принявшего впоследствии имя Ошо (1987–1988), что означает "растворенный в океане". Первая община Раджниш была основана в 1974 г. в г. Пуне (Индия).

После проповеди в Индии Раджниш отправился на территорию штата Орегона, США (1981), где попытался воплотить свою основную идею – создание собственного города (Раджнишпурам), и основал общину. В 1985 г. часть руководства покинула общину, а сам Раджниш был арестован и выпущен на свободу после уплаты штрафа. В 1985–1986 гг. Раджниш посетил ряд стран Европы, а затем вернулся в Индию, где и провел последние годы своей жизни.

После смерти Ошо остались многочисленные записи его бесед, которые в настоящее время изданы более чем на 30 языках мира.

Учение Ошо носит синкретичный характер. Это синтез йоги, суфизма, тибетских традиций, а также взглядов самого Ошо. Основная цель учения – "погружение в этот мир и в эту жизнь". Центральную роль в учении играет т. наз. динамическая медитация, разработанная самим Ошо.

До 1985 г. последователи Ошо носили красные, оранжевые или розовые цвета одежд и «мала» – сандаловое ожерелье из 108 бусинок с образом Ошо и своим новым именем, которое принимали в общине. С 1985 г. одевались лишь на время медитации и при присутствии Ошо в белые, а в лагерях на время медитации  (3 дня в месяц) – в темно-бордовые одежды. В повседневной жизни отличительные признаки отсутствуют.

В Движении Ошо Раджниша  практикуется жизнь как внутри отдельных коммун, так и вне общины. Многие последователи движения живут дома, имеют профессию и собираются в группы медитации, астрологии и психотренинга. Основная часть последователей – люди в возрасте от 25 до 45 лет, относящиеся к т. наз. среднему классу и принадлежащие к сфере социальных и образовательных услуг, а также занимающихся нетрадиционной медициной.

Движение Ошо Раджниша  отстаивает принципы индивидуальной свободы. Необходимое требование для пребывающих в общине – соблюдение вегетарианства, прохождение теста на спид. В общинах действует жесткая система контроля.

Имеются центры Движения Ошо Раджниша  в Северной Америке, Европе, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. С 1991 г. организации по изучению наследия Ошо существуют в Украине, России и других странах СНГ. Движение Ошо дало много ответвлений, таких как Международная Академия Медитации Пауля Лёве (Нидерланды) и др.

наверх

Международное Общество Сознания Кришны

Международное  Общество Сознания Кришны (сокр. МОСК, англ. ISKCON; общество сознания кришны, кришнаиты) – международная организация, зарегистрированная в 1966 г. в Нью-Йорке. Основателем движения считается А.Ч. Бхактиведанта Шрила Прабхупада (1896–1977), принесший учение почитания индийского бога Кришны на Запад в 1965 г., сделавший множество переводов с санскрита на европейские языки, написавший трактаты и комментарии к священным текстам.

Цель учения – возвышение сознания людей.  Центральное место в традиции занимает "бхакти" – путь преданного служения Богу. Именно поэтому все "преданные" получают новое духовное имя, оканчивающиеся словом "дас" (слуга) или "даси" (служанка).

Основой религиозной практики последователей учения является воспевание вед, гимнов и молитв (мантр). Большое значение предписывается изучению священных писаний. Все последователи движения являются вегетарианцами.

Движение имеет свои храмы и небольшие центры ("намма–хатты"). Последователи движения живут либо в своих семьях, либо в общинах.

В России последователи МОСК впервые появились в 1971 г. В настоящее время основным организационным органом движения в России является Российское Общество Сознания Кришны (РОСК), высший орган которого – Национальный совет. На территории России движение проводит благотворительные программы, наиболее популярная из которых – бесплатная раздача пищи ("Харе Кришна – пища жизни").

МОСК издает свои газеты и журналы, имеет свои издательства. Ведет активное строительство храмов. Большое значение придается благотворительной деятельности, культурным и образовательным программам

наверх

Миссия Божественного Света

Миссия Божественного Света – возникла в Северной Индии, а затем переместилась в США, Австралию, Южную Африку, Европу и в Россию (Москва, Пермская область и др.).

Основатель движения – Прем Нагар, который в 1960 г. основал Миссию Божественного Света и через несколько лет, перед смертью, передал руководство движением в руки своего сына  – Махараджи Джи.

Движение во многом ориентировано на молодежь. Несмотря на мягкое название своих последователей ("преми", с санкср. – "влюбленные"), в Миссии Божественного Света установлена строгая дисциплина. Основное направление движения – четыре методики медитации, которые, по словам последователей, дают человеку знание Бога.

Человеческий разум уводит человека от Бога и Истины, оставляя его за пределами Миссии Божественного Света, в "непросвещенном" мире. Основная цель, декларируемая движением – обучение истине посредством совершенных знаний, получаемых последователями через совершенного Учителя.

наверх

Неоиндуизм

Неоиндуизм – реформированный индуизм, адаптированный к современным условиям социальной жизни. Основоположником Неоиндуизм стал Рам Мохан Рой (1772–1833), отрицавший многобожие и идолопоклонство, идеи реинкарнации и кармы, ставивший под сомнение роль брахманов и храмов, выступавший против отдельных обрядов, укоренившихся в индуизме (в т. ч. – обряда сати – самосожжения вдов). В 1828 г. Рам Мохан Рой создал свою организацию – "Брахмо Самадж" ("Общество (почитания) Брахмана"), имевшую до 10 тыс. последователей.

Продолжателем идей "Брахмо Самадж" было общество "Арья Самадж" ("Общество ариев"), организованное Свами Данаянда (1824–1883) в 1875 г., который настаивал на единственном авторитетном источнике индуизма – Ведах и проповедовал индуистский национализм.

Возникновение Неоиндуизма принято связывать с проникновением индийской культуры на Запад. Результатом проповеди индийских миссионеров стало обращение многих европейцев к индуизму. Сам по себе этот факт уже свидетельствовал о "нарушении традиций".

Так, в традиционном индуизме шло четкое разделение на варны (в древности – название четырех социальных общностей: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и касты (группы людей, имеющие общий социальный статус, традиции и обряды), а в Неоиндуизме касты рассматриваются в символическом ключе, и последователями учения могут быть неиндийцы. В Неоиндуизме усиливается мистический элемент, возрастает роль духовного учителя (гуру), большое внимание уделяется миссионерству и т.д.

Наиболее известные представители Неоиндуизма – Рамакришна (1836–1886), Свами Вивекананда (1863–1902), Гхош Ауробиндо (1872–1950) и др. Неоиндуизм лежит в основе таких движений, как Ананда Марга,  Движение Ошо Раджниша, Миссия Рамакришны, Сахаджа Йога и др.

наверх

Сатья Саи Баба

Сатья Саи Баба – основатель религиозного движения, получившего развитие в ряде стран, в т.ч. и в России.

Сатья Саи Баба (род. в 1926 г.), воспринимаемый своими последователями как аватара (воплощение Бога на Земле), начал свою проповедь ("миссию любви") в 1940 г. Основная цель учения, пропагандируемая Сатья Саи Баба – возрождение в людях духовности.

По мнению последователей движения, предыдущим воплощением Сатья Саи Бабы был Ширди Баба, который умер за восемь лет до рождения Сатьи Саи. Сам Сатья Саи говорит о том, что проживет 96 лет, чтобы воплотиться в теле Према Саи и завершить свою миссию. Последователи движения верят, что Сатья Саи Баба обладает сверхъестественными способностями, может творить чудеса исцелять людей.

Верующие придерживаются пяти основных принципов, а именно: осознание божественности внутри самого себя; жизнь в любви (краеугольный камень истины, праведности, мира и ненасилия, к которым призывает Сатья Саи Баба); уничтожение эго; служение человеку как Богу ("Служите Богу, служа человеку"); уважение ко всем религиям.

Последователям учения предписаны исполнение пяти принципов, ежедневная медитация и молитва, регулярное изучение литературы Сатья Саи Бабы, участие в общественной работе и во всех мероприятиях организации (включая других членов семьи и детей, для которых предусмотрены специальные образовательные программы "Детское крыло" (Россия)).

Основные центры Сатья Саи Бабы в России расположены в Астрахани, Волгограде, Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге и др. городах.

наверх