Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Натурфилософская школа

В IV - III вв. до н. э. развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь и пятью  первоначалами, стихиями - усин. Они выступали в "И цзин" и других  произведениях  древнекитайской философии как источник движения в мире;  в силу их взаимодействия рождались первоначала:  вода (шуй),  огонь (хо), дерево (му), земля (ту), металл  (цзинь), которые в свою очередь являлись основой всех вещей и явлений природы. Отношения между первоначалами характеризовались двумя особенностями:  взаимопорождением и взаимопреодолением.

Взаимопорождение имело такую последовательность первоначал:  дерево,  огонь, земля, металл, вода; дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл,  металл порождает воду,  вода опять порождает дерево и т. д. Последовательность начал с точки зрения взаимопреодоления была другой: вода, огонь, металл, дерево, земля; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т.  д. "Управляющие" ими силы ян и инь не всегда являлись духовными началами, напротив, очень часто они выступали как материальные начала под названием ян-ци и инь-ци.

Сменяемости элементов соответствует смена династий в обществе — каждая династия правит под знаком определенного элемента. Спекулятивный механицизм проявляется и в онтологических аспектах манипуляций с пятью элементами. Пространственные, временные и другие характеристики соединяются в группы по пять, которые соответствуют определенным элементам. Таким образом, весь мир пребывает в гармонии. Если же происходит нарушение в какой-то из этих групп, весь механизм мира оказывается в состоянии дисгармонии.

Концепция пяти элементов находит отклик в дальнейшем развитии китайской философии, 6 частности благодаря Дун Чжуншу.

В школе натурфилософов у Цзоу Яня (IV в.  до н. э.) учение о первоосновах бытия посредством сочетания понятий ян,  инь и усин было сведено в единую систему и приобрело характер своеобразной космогонической системы. Согласно Цзоу Яню, первоначально мир существует как единое (ци). Затем благодаря "сущению" ци происходит процесс, при котором светлые и легкие ци (ян-ци)поднимаются вверх и образуют небо а мутные и тяжелые ци (инь-ци) опускаются и образуют землю.

Взаимодействие сил  ян  и  инь  лежит в основе взаимопорождения и взаимопреодоления пяти первоначал,  составляющих материальную субстанцию  земли.  В  древнекитайской  философии "единство противоположных и взаимосвязанных начал инь и ян и строгая закономерность их взаимочередования и смены составляют универсальный закон бытия". Происходит изменение и в содержании самих понятий ян - инь.

Если ранее были широко распространены взгляды о силах ян - инь как символах взаимодействия мужского и женского начал в природе, то теперь они все более становятся выражением крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д.

В представлении Цзоу Яня, взаимостолкновение и взаимопреодоление, возрастание и убывание сил ян и инь и связанное с этим движение (смена одного цикла взаимопорождения и взаимопреодоления другим и т. д.) первоначал являлись причиной возникновения вещей,  закономерностью, определяющей  "изменения и перемены" в мире.  Расцвет и гибель ян - инь и пяти первоначал проходили в смене времен года.

В противовес  господствовавшим  представлениям о том,  что Китаем ограничиваются размеры Поднебесной, Цзоу Янь выдвигал утверждение, что Китай представляет только одну из девяти частей света, населенных различными людьми и животными и омываемых морями;  ему, по-видимому, принадлежит географическое описание Китая, его естественных богатств. Таким образом, Цзоу Янь был видным ученым Древнего Китая. С помощью  дуализма  двух полярных сил и взаимодействия первоэлементов древнекитайские философы пытались объяснить причину движения  и процесс изменений и превращений в природе.

Учение о космических силах ян и инь и пяти первоначалах в наивной форме выражало стихийно-материалистическое  представление  древних китайцев об окружавшем их внешнем мире.  Концепция ян и инь выражала, в частности, убеждение в существовании  всеобщей  взаимосвязи  вещей и явлений в мире.  Создатели этого учения пытались дать объяснение явлениям природы, исходя из нее самой.

Появление  подобного учения было результатом непосредственной трудовой практики китайцев. Следует сказать, что представления о силах ян и инь широко использовались в классовых целях, в частности рабовладельческая знать чжоуского общества считала себя прямым  олицетворением  в жизни Поднебесной творческого, светлого начала ян, символизирующего небо. Наивноматериалистические представления  находят свое проявление в знаменитых комментариях к "И цзин" - "Сицы чжуань", возникших в IV - III вв. до н. э.

В "Сицы  чжуань",  ставшей  каноническим толкованием философского смысла гексаграмм и диалектики взаимопревращений,  место дао в становлении вещей занимает первоначально тайцзи (буквальный перевод:  "великий предел"). Это понятие впервые появилось еще в "И цзин", но там оно не играло сколько-нибудь значительной роли. В "Сицы чжуань" оно приобретает значение первоматерии,  творческая роль которой  заключалась  в порождении двух противоречивых, взаимосталкивающихся и взаимопроникающих субстанциальных сил - ян и инь.

В созерцании  общей  картины сложного процесса движения природы и ее закономерностей авторы "Сицы чжуань" доискивались причин  наблюдаемых  ими  явлений.  Свои представления о том,  что мир подчинен закону причинности,  создатели "Сицы чжуань" выражали таким образом, что объясняли  становление вещей и закономерности явлений усложненными комбинациями связей, в основе которых лежали усложненные в свою очередь качественные определения взаимосталкивающихся ян и инь.

Противоречивые, взаимосталкивающиеся ян и инь определялись уже в своих  смешениях  как активно  действующие  частицы ян и активно воспринимающие частицы инь, как слабо действующие,  ян и так же слабо воспринимающие инь.  Графическим зображением этих сил были гексаграммы, составленные из различных по положениям сплошных и прерванных линий (всего 64).

Объяснение последовательных  комбинаций  усложненных  определений субстанциальных взаимосталкивающихся и  взаимопроникающих  ян  и  инь, восходящее от одного единого и изначального, но в своей сущности являющегося двойственным,  объяснение, восходящее далее от двух к четырем, а  затем к комбинации восьми черт,  вплоть до вершины зтих комбинаций, представленной 64 гексаграммами,  или сочетанием 384  черт,  здесь,  в "Сицы чжуань", было пронизано ясным философским содержанием.

Это философское  содержание комментариев к "И цзин" было выражено специфическим образом.  На долю  древних  китайских  философов наряду с употреблением обычных для ученых любого другого народа графических способов выражения пространственных,  объемных величин, сюжетов изобразительного искусства и т. п. исторически выпало применение совершенно специфических,  а именно  иероглифических,  средств  передачи самых сложных и абстрактных понятий, равно как и понятий простых и конкретных.  Несмотря на это, они сумели еще в IV - III вв.  до н.  э. сформулировать ряд важных материалистических положений.

Эти положения сводятся:

  1. К объяснению мира как вечного становления вещей
  2. К признанию движения неотъемлемым свойством объективно существующего реального мира вещей
  3. К нахождению источника этого движения в пределах самого мира в виде постоянного взаимостолкновения двух противоположных,  но взаимосвязанных естественных сил
  4. К объяснению смены многообразных явлений как причинной закономерности,  подчиненной вечному движению противоречивых и взаимосвязанных субстанциальных сил

Авторы "Сицы  чжуань" высказывали интересные идеи и об общественных явлениях.  Они видели в них проявление всеобщих законов естественности неба и земли",  т. е. природы. В подкрепление этих своих положений они говорили,  что "древние  совершенномудрые  созерцали  движение Вселенной  и наблюдали его изменения и связи,  чтобы действовать по их законам".

Наивноматериалистические и наивнодиалектические идеи получают в этот период широкое распространение. Следы их влияния встречаются в сочинениях по естественным наукам, в математических и медицинских книгах, в военных трактатах.