Средневековая философия

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости  эта идея была совершенно новой.

Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дальний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину.

Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении 'философия - служанка богословия'. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.

В силу этого основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям, которые возникали внутри ортодоксального богословствования. В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистически-семантическим анализом слова.

Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий (от лат. universalia - всеобщее). С попытками решения проблемы универсалий связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).

В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций (с одной из главных идей - существования эйдосов, образов вещей до вещей), реализм считался единственно правильным подходом к познанию того, что такое бытие; появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления, а концептуализм был сочетанием умеренного реализма с умеренным номинализмом.

В истории средневековой философии выделяют различные периоды: патристику (II- X вв.) и схоластику (XI-XIV вв.).

В каждом их этих периодов различают рационалистическую и мистическую линии.

Рационалистические линии патристики и схоластики подробно описаны в соответствующих разделах, а мистические линии мы объединили в статью мистические учения средневековья.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1996. - 432 с
  2. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш И. И. Богута.— М.: Мысль, 1994.— 590 >>>
  3. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья).- М.:'Греко-латинский кабинет', 1995. - 480 с >>>
  4. Чернов С.А. Начала философии. Часть 1
  5. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. - 992 с.-С.369-585 >>>
  6. Лега В.П. Лекции по истории западной философии
  7. Википедия >>>

Дополнительные ссылки:

  • Сайт «Электронная библиотека по философии» >>>
  • Сайт с обширной литературой и источниками средневековой философии >>>
  • Средневековая еврейская философия >>>

Дополнительная литература:

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977
  2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995
  3. Время, истина, субстанция: От античной рациональности к средневековой. М., 1991
  4. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. Л., 1987
  5. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994
  6. Гайденко В.П., Смирнов Г.Л. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989
  7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1993
  8. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990
  9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1979
  10. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995
  11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М.,1992. Кн.1. Ч.1. Гл.6
  12. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.,1979
  13. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // В кн.: Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992
  14. Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья.//Человек.1992 . N 2
  15. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье. СПб.,1994. Кн.2
  16. Социокультурные характеристики средневековой философии. М., 1990
  17. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: в 2-х томах. Новосибирск, 1994
  18. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1981
  19. Философия средневековья: Хрестоматия. СПб.,1994
  20. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов : в 2-х частях. М., 1994
  21. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957
  22. Штекль А. Средневековая философия. М., 1912
  23. Фред Чарльз Коплстон. История средневековой философии. М., 1997
  24. Неретина С.С. 'Верующий разум'. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995

наверх