Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Основные идеи

О Законах и силах. Начинается путь с психологии — изучения самого себя, человеческой машины, состояний сознания, методов исправления и т. д.; но в то же самое время важной частью системы являются доктрины общих законов мира, ибо мы не можем понять даже самих себя, если не знаем некоторых основных законов, которые находятся над всем. Все вещи в мире, большие и малые, любого масштаба, основаны на двух основных законах, которые в системе Четвертого пути именуются Законом Трех и Законом Семи.

Закон Трех в кратком описании означает, что в каждое проявление, в каждое явление и в каждое событие входят три силы. Они называются (но это только слова, так как они не выражают их качеств) положительной, отрицательной и нейтрализующей, или активной, пассивной и нейтрализующей, или, еще более просто, они могут быть названы первой силой, второй силой и третьей силой. Эти три силы входят во все.

Во многих случаях мы понимаем необходимость двух сил, — что одна сила не может создать действия, что имеется действие и сопротивление. Но обычно мы не сознаем третьей силы. Это связано с состоянием нашего бытия, состоянием нашего сознания. В другом состоянии мы знали бы о ней по многим примерам, нежели теперь, когда не видим ее. Иногда мы можем найти примеры третьей силы в обычном научном исследовании, например, в химии и в биологии можем найти необходимость третьей силы в создании событий и явлений.

Закон Семи имеет в виду то, что ни один процесс в мире не происходит без перерывов. Чтобы проиллюстрировать эту идею, возьмем некоторый период деятельности, в котором вибрации увеличиваются; допустим, что они начались при 1000 вибрациях в секунду и увеличились до 2000 вибраций в секунду. Этот период именуется октавой, так как этот закон был применен в музыке, а период был разделен на семь нот и повторение первой ноты.

Октава, особенно мажорная октава, является на самом деле картиной или формулой космического закона, поскольку в космических аранжировках в пределах одной октавы имеются два момента, когда вибрации ослабевают сами собой. Вибрации не развиваются постоянно. В мажорной октаве это показано отсутствием полутонов; вот почему нам говорят, что это картина космического закона, но этот закон не имеет никакого отношения к музыке.

Причиной, почему необходимо понять Закон Семи, является то, что он играет очень важную роль во всех событиях. Если бы не было Закона Семи, все в мире пришло бы к своему концу, но, вследствие этого закона, все отклоняется. Например, если дождь начался, он шел бы без остановки, если наводнение началось, оно покрыло бы все, если землетрясение началось, оно продолжалось бы неограниченно. Но явления эти прекращаются вследствие Закона Семи, так как при каждом пропуске полутона события отклоняются, они не идут по прямым линиям. Закон Семи объясняет также, почему в природе нет прямых линий. Все в нашей жизни, и наша машина тоже, основано на этом Законе.

В то же самое время Закон Семи объясняет, что, если знать, как и в какой момент исполнять его, можно дать добавочный толчок октаве и сохранить прямую линию. Мы можем наблюдать в человеческой деятельности, как люди начинают делать одну вещь, а спустя некоторое время делают совершенно иную вещь, называя ее по-прежнему первым именем, не замечая, что вещь полностью изменилась. Но в личной работе, особенно в работе, связанной с настоящей системой, нужно изучить, как сохранять эти октавы от отклонения, как сохранять прямую линию.

Человеку трудно начать изменение самого себя, прийти к возможности роста. Человек создан природой очень интересным образом. Он развивается до определенного уровня; после этого уровня он должен развиваться сам. Природа не развивает человека после определенного уровня. Для человека трудно даже начать любого рода работу над самим собой, так как он живет в самом плохом месте Вселенной.

Сначала это звучит как весьма странная идея. Человек не представляет себе, что имеются лучшие и худшие места во Вселенной, и, конечно, не понимает, что оказался почти в самом худшем месте. Мы не можем понять этого потому, что, с одной точки зрения, наше знание о Вселенной слишком запутано, а с другой точки зрения, оно не считается с реальными фактами.

Если мы поищем ближайшее к нам место во Вселенной, мы осознаем, что живем на Земле и что Луна находится под влиянием Земли. В то же время Земля является одной из планет Солнечной системы, имеются более крупные планеты, вероятно, более могущественные, чем Земля, и все эти планеты, вместе взятые, должны как-то воздействовать на Землю и управлять ею. Ближайшим по масштабу идет Солнце, и мы понимаем, что Солнце управляет всеми планетами и в то же самое время Землей. У людей есть представление о Солнечной системе, в этом нет ничего нового; вопрос только в том, как соотнести одну вещь с другой.

 

Земля является одной из планет Солнечной системы, а Солнце — одной из звезд Млечного пути. Кроме этого существуют всевозможные миры. Это все, что мы знаем с обычной точки зрения. В качестве чисто философского термина мы можем добавить к этому состояние или соотношение вещей, которое называем Абсолютом, — состояние, в котором все является единым. Теперь мы можем выразить это соотношение Луны к Земле, Земли к планетам и т. д. несколько отличным путем.

Взглянув сверху вниз, мы можем начать понимать огромную разницу в масштабе, если сравним все Солнца и наше Солнце с Землей и всеми планетами. Можно понять, что они стоят в некотором определенном соотношении по масштабу друг к другу. Самой малой является Луна, а за Луной мы ничего не знаем. Все это именуется Лучом Творения. Имеются другие лучи, потому что этот луч не включает всю Вселенную, но, так как мы живем на Земле, а он проходит через Землю, мы принадлежим этому Лучу Творения.

Из этой диаграммы видно, что обозначается под плохим местом во Вселенной. Наихудшим местом является Луна, но Земля почти так же плоха. Это подобно жизни вблизи северного полюса, что объясняет, почему так много вещей являются трудными на Земле. Человек не может изменить или сделать что-либо относительно этого, но, если он знает, он может приспособиться и таким образом может многого избежать. Но он не должен позволять воображению бежать с ним и говорить ему, что он может убежать вместе с ним.

Влияния проходят от более высокого к более низкому, но между планетами и Землей имеется разрыв. Чтобы навести мост через этот разрыв так, чтобы влияния от всех планет могли достичь Земли, был изобретен некоторый инструмент. Это — Органическая жизнь на Земле, род чувствительной пленки, которая окружает Землю. Поэтому растения, животные и люди служат определенной цели; они служат для сообщения между Землей и планетами. С помощью органической жизни, которая может получать и удерживать их, планетарные влияния проникают до Земли. Таково значение и смысл органической жизни на Земле.

Категории людей. Необходимо различать четыре энергии, работающие через людей: физическая, или механическая, например, передвижение этого стола; жизненная энергия, которая заставляет тело поглощать пищу, восстанавливать ткани и т. д.; психическая, или умственная, с которой работают центры, и наиболее важная из всех — энергия сознания.

Энергия сознания не признается психологией и научными школами. Сознание рассматривается как часть психических функций. Другие школы целиком отрицают сознание и все рассматривают как механическое. Некоторые школы отрицают существование жизненной энергии. Но жизненная энергия отлична от механической энергии, и живая материя может быть создана только от живой материи. Всякое развитие происходит от жизненной энергии. Психическая энергия есть энергия, с которой работают центры. Они могут работать с сознанием или без сознания, но результаты их работы будут различны, хотя и не настолько, чтобы легко заметить это со стороны. Человек может знать сознание только в себе.

Для каждой мысли, чувства или действия, или для сознательного состояния мы должны иметь соответствующую энергию. Если мы не получили ее, мы опускаемся и работаем с низшей энергией, ведущей только животную или растительную жизнь. Затем мы снова накапливаем энергию, снова имеем мысли, можем опять быть сознательными в течение короткого времени. Даже огромное количество физической энергии не может создать мысль. Для мысли необходима особая, более сильная энергия. А сознание требует еще более быстрой, более взрывной энергии.

В связи с функциями и состояниями сознания, и с точки зрения его возможной эволюции, согласно Гурджиеву, человек делится на семь категорий. Все основные действия человека являются деятельностью или отдельного ума-центра или их сочетания, с постоянным перетеканием энергии от неработающих центров к работающим. Люди рождаются только в одной из трех первых категорий. Соответственно пути развития:

  • 1 путь – развитие двигательного и/или инстинктивного центров, работа над физическим телом с преодолением физической боли - путь факира (человек 1 категории)
  • 2 путь – развитие эмоционального центра, работа над эмоциями и созданием религиозной эмоции– путь монаха (человек 2 категории)
  • 3 путь – развитие интеллектуального центра, работа над приобретением знанием и работы над сознанием – путь йога (подразумевается Джнана-йога и Раджа-йога) (человек 3 категории)

Кроме этого существуют следующие категории людей:

  • 4 категория – человек с измененным сознанием, знанием и способный к наблюдению
  • 5 категория – человек развивший третье состояние сознания (самосознание) и  в котором работает высшая эмоциональная функция
  • 6 и 7 категории – человек, имеющий объективное сознание и в котором работает высшая интеллектуальная функция

Существующие пути развития и четвертый путь

Путь факира. Есть несколько методов развития человека, несколько дорог по которым веками идут люди. Одни тесно увязывают своё духовное развитие и развитие физического тела. Внутри этого направления так же могут быть разные подходы.

«В здоровом теле – здоровый дух!» – думают одни из них. Такие избирают методы тренировки тела, правильного его кормления, омовений и прочих услад. «Тело есть враг для духа, его тюрьма!» – восклицают другие. В этом случае телу повезло меньше – его начинают ограничивать в еде, лишают необходимой одежды, порой человек доходит да самоистязаний. Однако и те и другие одинаково сосредотачивают своё внимание на физическом теле. Такие методики встречаются в некоторых направлениях йоги, в спорте, в среде людей занятых диетологией.

В результате такого сосредоточения на физическом теле человек со временем может обрести способность понимания основных законов бытия, которые отражаются в каждом человеке. Так, правильная организация питания приводит к пониманию необходимой и излишней энергии, а ежедневное распределение нагрузок телодвижений и поз учит человека достигать гармоничных эмоциональных и ментальных состояний.

Смысл таинственных асан, мудр и других восточных премудростей в определённой мере известен каждому человеку с детства. К примеру, не случайно первоклашки так резвятся на переменах – физической активностью балансируя излишнее напряжение в других тонких телах. Некоторым людям лучше думается при ходьбе, некоторые знают, что достаточно растянуть мышцы лица в улыбке, как настроение действительно повысится. Подобных бытовых примеров – великое множество.

Идущий по пути факира развивает такие общеизвестные методики, как массаж, иглоукалывание, грязелечение и т.д. Практически вся современная западная медицина представляет собой своеобразное развитие по пути факира.

Методики пути факира хороши своей предельной наглядностью. Физическое тело всегда с нами и его существование не вызывает сомнения даже у самых отъявленных скептиков и завзятых материалистов. Этим хороша указанная дорога, но именно поэтому в ней таится много возможностей остановиться в развитии. Так случается, когда всё внимание направляется только на физический уровень. В такой ситуации человек ведёт растительно-животный образ жизни, а горизонт его интересов органичен вопросами самочувствия и питания и размножения. Такое случается, если развитие человека происходит вне центров с богатой традицией этого пути.

К примеру, восточные школы единоборств всегда обращали внимания на задаче развития всего человека, в то время, тщательно следя за тем, чтобы тело не поглотило свободу духа. Поэтому правильно развиваться на пути факира человек может только под руководством наставника, гуру. Лучше всего такое развитие происходит в обособленных монастырях, ашрамах, аналогами которых в современном западном мире стали, как это ни странно, спортивные школы и клубы.

К сожалению, путь факира в западном мире практически утерял свои сакральные черты. В изначальной же полноте он предполагает полное изменение образа жизни человека и потому пригоден не для всех. Физическое тело – самая инертная из всех составляющих человеческой природы, изменения её даются с большим трудом, а потому путь факира ещё и самый долгий путь.

Главный результат движения по этому пути – развитие воли, способность к усилию. Основная же проблема в том, что другие центры (эмоциональный и мыслительный) оказываются без должного внимания.

Путь монаха (мистический путь). Говоря об этом пути, мы должны перенести своё внимание на эмоциональную составляющую человеческой природы. Упорядочить человеческие переживания, обуздать оные становится одной из основных задач человека избравшего путь монаха. Идущий по этому пути уповает на преображающую силу любви, с соответственно ищет всяческие способы открыться этой любви, дать ей поглотить себя абсолютно.

Внимание человека идущего по пути монаха устремлено к сердечному центру, восприятие мира посредством сердца позволяет человеку постепенно отказаться от эмоций разрушительного, агрессивного свойства. Идущий по пути монаха, развивает в себе качества чуткого восприятия мира, отзывчивости на страдания других людей, незлобивости, смирения и отказа от земных ценностей.

Достигается это во многом благодаря методикам сосредоточения внимания на соответствующих планах бытия. К примеру, непрерывная молитва Господу, является одним из наиболее серьёзных инструментов работы над собой. От того и чётки, позволяющие упорядочивать и контролировать произнесение молитв, почитаются как основное орудие монаха. Мистический путь, основанный, прежде всего, на вере в преображающую силу нисходящего благодатного потока, предполагает значительно более быстрое раскрытие человека по сравнению с путём факира.

Общими практиками для пути факира и пути монаха оказываются методики ограничения физических потребностей организма. Однако, понимание этих форм работы различно. В монашестве всякое телесное ограничение перестаёт быть самоцелью. Чаще предполагается наличие связи между физической потребностью и тем или иным эмоциональным непорядком.

Упорядоченный календарь постов, с чёткой регуляцией разрешённой пищи, в частности имеет функцию проведения монашествующего по этапам усмирения физической и психической составляющей человека. Поскольку ограничение объектов внимания на этом пути становится важнейшей практикой, для полноценного монашеского опыта необходимо «удаление от мира».

Монастырская жизнь, ограничение контактов с противоположным полом практически обязательные условия для всякого, кто выбрал этот путь. Наставничество со стороны людей с большим опытом на этом пути – обязательная составная часть такой работы над собой. Система послушаний, и полная открытость наставнику укрепляют систему зависимости ведомого от своего духовного отца.

Этот путь так же называют мистическим. Ведь человек, открывающий себя неведомому благодатному потоку, оказывается пред непрерывно разворачивающейся перед ним мистерией тайны. Монах не ищет осознанного постижения этой тайны, более того он склонен считать само посягательство на постижение – кощунством, поруганием Бога. Природу происходящих с ним изменений он постигает лишь отчасти, в большей степени опираясь на свой чувственный опыт. Монашествующий научается тонко чувствовать, ведь именно эмоциональная сфера (астральное тело человека) оказываются основным источником информации на этом пути.

Немалой сложностью для человека идущего по дороге монаха- мистика оказывается коммуникация. Ведь ему просто необходимо как-то передавать свой духовный опыт. Перед мистиком встаёт сложнейшая задача описания непознаваемых с его точки зрения вещёй в терминах вполне земного, человеческого языка. Субъективно мистик вполне осознаёт условность применяемой терминологии, которая, в общем-то, претит ему. Мистик целиком доверяет своему опыту и опыту совместных медитаций – молитв, полагая, что иначе нет никакой возможности дать сторонним людям необходимый опыт духовного роста.

Когда же мистик находит некую, с его точки зрения, наиболее адекватную форму изложения принципов пути, он никак не может доказать их истинность. Мистик вообще не верит ни в какие системы внешних доказательств. И потому его формулировки порождают догмы. Определённый кодекс вероучительных утверждений принимается на мистическом пути в качестве не требующего дополнительных доказательств опыта предыдущих поколений.

Таков, к примеру, принцип формирования «священного предания» в православных церквях. Вне стен монастыря чаще всего монашеская практика оказывается неполной. Хотя и существуют понятия «тайный постриг» и «монах в миру», реализовать мистический путь в условиях обычной жизни довольно сложно.

Чаще всего такие попытки приводят к фактическому устроению подобия монастыря в пределах одного дома. Человек вынужден менять образ жизни столь явно, что окружающие перестают воспринимать его как мирского человека. Такие явления довольно часто встречаются в православии, где мистический путь оказывается основным методом развития человека.

Именно поэтому православное христианство обретает идеальную реализацию в монашестве, именно поэтому получает бурное развитие институт старчества, почитание духовных отцов, именно поэтому крайние формы мистического пути вступают в конфликт с иными духовными путями. В результате не точной концентрации или не квалифицированного руководства, мистический путь легко вырождается в слепые, эмоционально насыщенные формы проявления переразвитого астрального (эмоционального) плана.

Вне монастырских стен это приводит к возникновению псевдорелигиозных организаций воинствующего, националистического толка, обретает характер непрерывного поиска «неверных», «еретиков». Разумеется, к духовному пути это уже не имеет никакого отношения.

Путь мудреца (третий путь). Иначе это направление может быть названо дорогой йогина, алхимика, гностика, мага, теософа. На этом пути человек переносит центр своего развития в ментальный центр. Человек начинает искать знания, гнозиса. Поскольку ментальный (мыслительный) центр сильно связан с речью и зрением (ведь информацию как-то нужно передавать), у человека идущего этой дорогой более остальных начинают развиваться горловой и межбровный центры. Это и понятно – ведь именно тут энергия протекает с наибольшей интенсивностью.

То, что человек идущий по этому пути в недостаточной степени развивает физический и астральный центры становится ясным, как только мы встречаем представителя интеллектуальных профессий. Нерешительный худосочный очкарик, однако, лишь отчасти наследует к духовному пути мудреца. Конечно, многие черты этого пути проявляются в представителях интеллигенции весьма ярко.

Традиционный путь мага – мудреца предполагал одну важнейшую особенность, которая лишь отчасти сохранилась в сегодняшнем мире. Знание передавалась от учителя к ученику, а вся система расширения сознания проявлялась через иерархию посвящений. Явное, доступное для всех знание не являлось важным, полным, сакральным. Маги – мудрецы древности отлично осознавали принцип вновь осознанный только в квантовой физике – опыт зависит не только от формальных приёмов, но и от позиции и состояния экспериментатора.

А значит, по меньшей мере, совершенно недостаточно передать формальную систему знаний, последовательность тех или иных действий. Не менее важным оказывается уровень духовного развития человека. Мысль очевидная для всякого средневекового алхимика, была утрачена наукой последних веков.

Очевидно, что такой подход к познанию предполагал овладение человеком не только знаниями, но и системой медитаций, которые позволяли проникнуть за внешние пределы изложения. Раскрытие множественности смыслов, которые скрывали те или иные символические системы, было возможным только в особом состоянии ума, в особой организации мышления и, как правило, при условии владения ключом, методом познания, уникальным для каждой из школ. Эзотерическое знание, передаваемое посредством этого пути, всегда было личностным, отношения Учитель-Ученик являлись ключевой формой передачи знания.

Этот путь так же предполагал особый способ существования человека, планомерное следование ему предписывало аскетический образ жизни, отречение от мирских ценностей, полную смену приоритетов. Отчасти эти требования перекочевали в уставы старейших университетов Европы, где до сих пор в ходу особая форма одежды, особые приветствия среди членов «своего круга», многовековые традиции, посвящения не только в студенты, но и в члены того или иного факультета, студенческое братство, гимны и т.д.

Отголоски такой формы передачи знания так же наблюдаются в традициях масонских лож, мистических обществ и т.д. Трудно утверждать наверняка, но, скорее всего, «чистые» формы пути магов-мудрецов существуют ныне в единичных случаях. Что не исключает целой вереницы подражателей, которые скорее реконструируют некоторые отдельные черты этого направления.

По отношению к ранее описанным формам пути (путь факира и путь монаха), метод развития мыслительного центра может дать наиболее быстрые результаты, хотя и не дающие полноту познания. Чаще всего человек приходит к состоянию, когда он многое понимает, но мало чувствует и не может применить имеющиеся знания. Однако, по сравнению с монахом или факиром, он находится в несколько более выгодной ситуации – по меньшей мере, мудрец способен к самоанализу и диагностике. Таким образом, его стремление к полноте реализуется быстрее – вероятно, он постарается получить недостающий ему мистический и волевой опыт.

Подобные процессы осознания собственной неполноты протекают не только на уровне отдельных личностей, но и на уровне всего направления, именуемого современной наукой. Это не может не радовать, поскольку даёт надежду на возрождение действительно научного знания на новом этапе развития общества.

Четвёртый путь. Следующий четвёртому пути обязан быть внимателен ко всем уровням своего бытия – физический, эмоциональный и мыслительный планы в равной степени важны. Ведь недоработка над собой на любом из этих планов немедленно приводит к потере результатов и на остальных уровнях, где, казалось бы, человек уже чего-то достиг. Это связано с тем, что в условиях жизни в миру, человек не может искусственно исключить какое-либо нежелательное влияние. И потому, он должен действовать комплексно, сразу на всех этажах своего существа.

По 4-му пути может идти лишь человек бесповоротно, на уровне своей сущности, принявший решение о направлении своего духовного развития, т.е. человек № 4. Однако идеи четвертого пути будут полезны каждому думающему человеку, особенно людям творческих профессий. Хотя, как показывает жизнь, творческой может быть любая профессия.

Суть четвертого пути выражается цитатой: "В условиях повседневной жизни культурного общества положение даже интеллигентного человека, который ищет знание, безнадежно, ибо в окружающих его условиях нет ничего подобного школам факиров или йогинов; вместе с тем, религии Запада выродились до такой степени, что в них давно уже не осталось ничего живого. Не могут дать никаких результатов и разные оккультные или мистические общества, наивные эксперименты в области спиритизма и т.п.

И это положение было бы действительно безнадежным, если бы не существовал еще четвертый путь.

Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы тот оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть серьезной и охватывать самые разные стороны.

Далее, человеку необходимо жить в условиях, благоприятных для работы на четвертом пути, во всяком случае, в таких условиях, которые не делают эту работу невозможной. Надо понять, что как в его внутренней, так и во внешней жизни могут существовать условия, которые создают на четвертом пути непреодолимые преграды. Кроме того, четвертый путь, в отличие от путей факира, монаха и йогина, не имеет определенных форм. И, прежде всего, его необходимо найти. Это - первая проверка. Он не так хорошо известен, как три традиционные пути. Многие люди никогда не слыхали о четвертом пути; есть и такие, кто отрицает самую возможность его существования.

В то же самое время, начало четвертого пути легче, чем начало путей факира, монаха или йогина. Можно работать на четвертом пути и следовать ему, пребывая в обычных условиях жизни, выполняя прежнюю работу, сохраняя прежние отношения с людьми, ни от чего не отказываясь, никого не покидая. Напротив, условия жизни, в которых находится человек в начале своей работы, в которых его, так сказать, застает работа, оказываются для него наилучшими из всех возможных, во всяком случае, в начале работы.

Эти условия для него естественны, они - сам этот человек. Потому что жизнь человека и ее обстоятельства соответствуют тому, что он из себя представляет. Любые условия, отличные от тех, которые созданы жизнью, будут для человека искусственными, и в таких искусственных его работа не сможет затронуть сразу все стороны его бытия...

Четвертый путь отличается от других путей и тем, что главное требование к человеку - это требование понимания. Человек не должен делать ничего такого, чего он не понимает, за исключением какого-нибудь опыта под руководством и под наставлением учителя. Чем яснее человек понимает то, что делает, тем значительнее будут результаты его усилий. Это фундаментальный принцип четвертого пути. Результаты работы пропорциональны сознательности в ней. На четвертом пути не требуется никакой "веры"; наоборот, любая вера противоположна четвертому пути. На четвертом пути человек должен удовлетворяться истиной того, о чем ему говорят; и пока он не удовлетворен, он не должен ничего делать".

Четвёртый путь утверждает, что человек не имеет внутренней цельности. Психика человека множественна и мозаична. Тысячи программ человеческого биокомпьютера в той или иной деятельности выступают как представители всего человека. Индивидуум такого хаоса в себе даже не подозревает. Одни "Я" принимают решения, другие их не выполняют, т.к. они о решениях ничего не знают. Человек всегда выступает против обвинения в своей множественности. Только в процессе самонаблюдения студент четвёртого пути убеждается в справедливости положения о своём внутреннем хаосе. Самонаблюдение за своей хаотичностью невозможно без самовоспоминания.

В свою позднюю бытность на Западе, Гурджиев очень мало давал Знания, но много занимался психологическими экспериментами, разучиванием и постановкой восточных танцев, подготовкой и переправкой в восточный монастырь, готовых для дальнейшего развития людей. Эти перемены можно объяснить изменением отношения Мастера к Деланию. Если в России до 1917 года была возможность создания школы четвёртого пути, то во Франции Гурджиев, по его же словам, только проводил психологические исследования и тестирование.

Он проверял возможность реализации системы четвёртого пути в обществе того времени. Успенский подчёркивал, что учение ЧП значительно обгоняет своё время. Тогда в общественном сознании не были сформированы научные дисциплины и, соответственно, понятия, позволяющие точно объяснить смысл большинства идей ЧП. Сейчас положение дел изменилось в связи с появлением большого количества знаний относительно особого качества материи - информации.

Основными источниками знания относительно четвертого пути являются книги Петра Демьяновича Успенского "В поисках чудесного" и "Четвертый путь".

Стратегия и тактика четвертого пути

Гурджиев очень метко отобразил ситуацию человека в мире и обществе: "Вы не понимаете своего положения. Вы находитесь в тюрьме. Всё, чего вы можете желать,- если вы способны чувствовать,- это бежать, вырваться из неё. Но как можно бежать? Необходимо вырыть под стеной проход. Один человек ничего не может сделать. Но предположим, что таких людей десять или двадцать - если они работают по очереди и если один прикрывает другого, они могут закончить проход и спастись.

Далее, никто не сумеет бежать из тюрьмы без помощи тех, кто бежал раньше. Только они могут рассказать, каким образом можно устроить побег, только они могут передать инструменты - напильники или что-то другое, что может понадобиться. Но один заключённый не сможет найти этих людей, вступить с ними в соприкосновение. Необходима организация. Без организации нельзя ничего добиться".

Гурджиев настаивал, что "Чтобы заключённый имел возможность бежать в любую минуту, он должен, прежде всего, понять, что он находится в тюрьме. До тех пор, пока он это не уяснит, пока считает себя свободным, у него нет никаких шансов. Никто не в состоянии помочь ему или освободить насильно, против его воли, наперекор желаниям. Если освобождение осуществимо, оно возможно только как результат огромного труда и усилий, направленных к определённой цели".

Т.е. активной, движущей силой процесса саморазвития человека является понимание им своей дикой ситуации. С одной стороны, ему с детства внушали все, кто мог, что он есть тело, которое должно, как и все, прожить свою жизнь, выполнить всё, что ему предназначено судьбой и, как положено: умереть. Для разных эпох и мест Земли эти программы незначительно варьировались. Суть одна: проживи жизнь, как установлено в данном социуме и сгинь. С другой стороны всякий трезво размышляющий человек никак не удовлетворялся идеями жить как все и умирать как все.

Он хотел знать: зачем мы живём? Кто мы и откуда? Куда мы движемся? Обязательно ли нам умирать или есть иной исход? Тот индивидуум, который не поддался массовому гипнозу обыденной жизни и продолжил поиски ответа на свои нелёгкие вопросы, рано или поздно, найдёт Знание. Изначально оно может показаться невероятным. Мы, с момента создания этого мира, были сознательными существами, имевшими полную свободу выбора: где и как жить. Ни о какой смерти и не могло быть речи. Никому и ничего не надо было платить за своё существование. Объективное сознание, частицами которого мы являемся, не признаёт ни рабства, ни должников.

Но в этой отдалённой от Абсолюта части вселенной сознание бессмертных и тонкоматериальных духов может быть поглощено грубой материей. В результате возникают субъекты, которые считают себя разумными существами - людьми. Человеческое сознание ничтожно по сравнению с их изначальным духовным сознанием. Соответственно, способность творить у людей весьма низка. Человек постоянно занят проблемами поддержания собственного существования. Он плохо управляет своей психикой и организмом. Он от всего зависим. Он раб, но он уверен в обратном положении дел. Это колоссальный парадокс. Именно об этом говорил Гурджиев.

Первая стратегическая задача человека идущего к четвёртому пути это осознание своего рабства и бессознательности. Вашей тюрьмой является ваше ограниченное материальными проблемами сознание. Вы являетесь винтиком в чьей-то машине. И не верьте, что эта машина Бог. Объективному сознанию не нужны ни рабы, ни винтики. Только человек, реально осознавший своё кошмарное положение, будет иметь сильное желание вырваться из оков невежества и механичности. Это начало пути!

Теперь он должен найти таких же искателей истины как он сам. Без группы единомышленников никакого развития не будет. Можно достичь лишь некоторых результатов. Но можно ли увидеть и нейтрализовать самому свои худшие проявления - ложную личность? Нет и ещё раз нет. Без психологического зеркала - группы, невозможно увидеть своё психологическое лицо, в том числе и ложную личность. Мы защищаем, оправдываем и любим свои недостатки. Естественно, нам очень больно и знать о нашей тёмной стороне личности и расставаться с ней.

Решение первой стратегической задачи осуществляется следующими тактическими действиями:

  • Необходимо теоретически ознакомится с идеями четвёртого пути
  • При помощи практики самовоспоминания убедиться в реальности "бодрственного сна" себя и других людей
  • Посредством борьбы с привычками и отрицательными эмоциями увидеть множественность своих "Я", свою механичность
  • Посредством практики самонаблюдения увидеть в своей жизни повторение одних и тех же ситуаций и убедиться в том факте, что всё случается, и вы не способны реально влиять на события
  • Посредством практики самонаблюдения осознать, что ваше сознание в основном сформировано родителями, средствами массовой информации и окружающими людьми и, что у вас почти нет собственных идей и взглядов, тем более реальной сущностной цели своего существования
  • Ясно осознавая неизбежность своей смерти, постараться понять, что существующее общество не способно и совершенно не заинтересовано в решении проблемы сохранения сознания после смерти тела

Вторая стратегическая задача - найти реальную группу четвёртого пути. Это очень серьёзная задача. Поиск школы, начинается с осознавания и взаимодействия трёх сил:

  1. Положительной - вашей потребности: в Знании, в понимании смысла жизни
  2. Отрицательной - реализационных способностях человека: реальном осознавании своего Бытия своей способности к обучению, к усвоению Знаний
  3. Нейтрализующей - внешних возможностей получения необходимого Знания (информации о школах)

Результатом взаимодействия этих трёх сил должно быть определение своей цели. Как правило, в человеке во время оценки этих сил, как, впрочем, и везде, участвуют ложная личность и сущность. Ложная личность придумает что-то высокое и благородное, являющееся чистой фантазией и позёрством, а сущность скажет что-то простое и реальное. Например: ложная личность с пафосом изречёт, - "Я хочу нести Свет людям!" Однако сущность тихо шепнёт, - "Я так устала от глупости и бессмысленности жизни".

Сущность, которой ложная личность "заткнёт глотку", отреагирует на помпезную школу какой-нибудь болью или неприятными ощущениями в теле, а на какие-то фразы идущие от реальной школы откликнется сердечным волнением. Тот или иной выбор будут зависеть от искренности искателя. Отличие настоящей школы от школы подражателей в наличии ключей к четвёртой комнате Знания, к ядру Знания четвёртого пути. Если школа владеет такими секретами, то строго обязательно люди растут в ней как сущности, при одновременной нейтрализации их ложных личностей. В противоположном случае развивается только воображение и чувство собственной важности.

Для того чтобы не принять тупиковый путь за истинный необходимо с одной стороны иметь точную интеллектуальную концепцию четвёртого пути развития (знать), а с другой развитый магнетический центр (чувствовать).

Встреча со школой может быть рассмотрена также как процесс, состоящий из трех сил. Активная сила, та, которая осуществляет поиск, а согласно учению четвертого пути, проводником такой силы является магнетический центр. Магнетический центр - это большая программа, объединяющая множество подпрограмм, заинтересованных в идеях саморазвития. Этот центр расположен в интеллектуальной части эмоционального центра. Проводником пассивной силы является сама школа. Проводником нейтрализующей силы, являются средства информации, с которыми работает конкретный человек.

Если человек достиг определённых результатов при помощи практики самовоспоминания и самонаблюдения, то, наблюдая учителей и учеников любой школы ЧП, он увидит, насколько они контролируют: свой формирующий аппарат, свои отрицательные эмоции и автоматические движения, своё отношение к деньгам и сексу, своё чувство собственной значимости. Многие западные психологические школы весьма трепетно относятся к деньгам. Гурджиев говорил, что люди наиболее заметно выявляют себя именно в вопросах денег и секса.

Это самые сильные и мало контролируемые проявления нижних центров. Деньги и секс это боги нижних центров и ложной личности. Никто не собирается отрицать важную роль денег в любом деле. Однако когда деньги становятся важнее развития, особенно когда речь идёт о духовной школе, то это значит, что такая организация зашла в тупик. Не менее серьёзные последствия возникают в результате искажения работы психических центров вследствие захвата сексуальной энергии.

Для ученика школы ЧП было бы прекрасно, если бы уровень бытия учителя превышал его собственный на одну ступень. Т.е. если ученик имеет №3, то учитель должен иметь не более чем №4. При большем различии в уровнях бытия ученика и учителя снижается эффективность обучения. Это будет похоже на обучение первоклассника профессором университета. Настоящая школа должна воспитывать у своих студентов: любовь к Богу, совесть, сознание, волю, самоконтроль, смиренномудрие, милосердие и сострадание.

Сознание. Сознание есть изначальное свойство материи. Сознание можно определить также как способ существования материи знания, отличающий себя от других форм материи. Так как согласно учению Гурджиева знание материально, можно сказать, что и сознание материально. Однако весьма важным, в смысле взаимодействия форм материи сознания, является степень материальности.

Уровень развития сознания определяется диапазоном восприятия, скоростью и объёмом перерабатываемой информации. Осознано взаимодействовать друг с другом могут лишь близкие по уровню развития формы сознания. Соответственно, каждый уровень сознания знает некоторое ограниченное число видов или форм сознания. Если человеку встречаются новые формы сознания, то возникает один из четырёх вариантов его реагирования:

  1. Бессознательное игнорирование непонятных явлений
  2. Объяснение нового явления чем-нибудь понятным или псевдопонятным, а также словами за которыми нет никакой реальности
  3. Потеря устойчивости сознания: возникновение истерики или психоза
  4. Возникновение шока и потеря сознания.

Согласно учению четвёртого пути в человеческом сообществе нет понимания и оценки уровней и качества сознания людей. Большинство оценок построено на мифах и "мнениях". Гурджиев по этому поводу указывал, что человеческое сознание недоразвито и мозаично, т.е. не имеет целостности. Однако оно может быть развито.

Согласно учению ЧП существует четыре состояния сознания:

  1. Сон
  2. Бодрствование
  3. Самосознание
  4. Объективное сознание

Сон и бодрствование отличаются друг от друга лишь уровнем коммуникации психических центров, при взаимодействии которых формируется сознание. Самосознание характеризуется цельностью сознания. Объективное сознание кроме цельности имеет качество независимости от организма человека. Сознание можно рассматривать как программы самоидентификации в различных психических центрах человека. Существует большая множественность таких программ. Генеральная программа самоидентификации "Я есть" находится в полностью пассивном состоянии. Человек обычно не осознаёт своей множественности, но эта мозаичность сознания может быть легко экспериментально доказана.

наверх