Полезные статьи

Интегративный подход к работе со сновидениями

За тысячелетия существования человечества сформировалось множество подходов в работе со сновидениями. Чтобы объяснить смысл сна и понять значение сновидения, были разработаны бесчисленные методы и теории. Эти теории могут во многом отличаться друг от друга своими взглядами и происхождением, но все они сходятся в том,  что сновидения могут быть  яркими, необычными, творческими и пророческими.

В своей практике проведения семинаров по теме сновидений, я часто встречаю  людей считающих, что сновидение – это просто калейдоскоп ничего не значащих дневных впечатлений, желаний, страхов, которым не стоит уделять внимание, хотя мудрецы многих ушедших цивилизаций и многие известные психологи уделяли сновидениям значимое место.

Самая древняя из дошедших до нас книг о сновидениях была написана в Египте примерно за две тысячи лет до нашей эры и входит в так называемый «Папирус Честера Битти». В Древнем Египте, а так же у народов того времени, толкованию сновидений придавали большое значение - сновидения жрецов и фараонов было принято толковать как послание воли богов. С развитием письменности такие сны и методы их расшифровки стали записывать. До нас дошли глиняные таблички примерно III тыс. до нашей эры, которые содержат толкование различных типов сновидений.

В разные времена и во многих культурах, готовясь увидеть провидческое или  целительское сновидение, устраивали различные ритуалы. Описание таких ритуалов дошли до нас из Древнего Вавилона, Греции, Рима. Такие ритуалы проводили в особых  местах или священных храмах, связанных с богами-оракулами. Так, например, известно, что в Греции сновидцы, предварительно выполнив сложный ритуал,  часто укладывались спать в храмах, связанных с богом-оракулом Асклепием, или в местах, где водилось много змей, которые символизировали этого бога. Совершив эти ритуалы и получив определенные переживания в сновидениях, люди просыпались исцеленными. К моменту пика популярности подобных центров для исцеляющих сновидений насчитывалось сотни.

Примеры исцеляющих и пророческих сновидений можно отследить во все времена, во всех цивилизациях и культурах. Сновидения так же играют важную роль и в научных открытиях. Наиболее известный сон принадлежит Д. Менделееву, который во сне увидел периодическую таблицу элементов, классифицированную по атомному весу. Во сне он увидел, как элементы сами ложатся в нужные места, образуя при этом таблицу. Когда он проснулся, исправление потребовалось только в одном месте.

Открытие молекулярной структуры бензола было сделано Кекуле так же во время сна. В сновидении завершил изобретение швейной машины Элайас Хау. История технического и гуманитарного развития человечества хранит множество примеров открытий,  сделанных во время сна. «Божественная комедия» Данте, «Кандид» Вольтера, «Ворон» Эдгара По и многие другие известные литературные произведения зародились в сновидениях. Если внимательно изучать роль сновидений выдающихся людей в истории человечества, то станет ясно, что они играют роль не менее важную, чем события их дневной жизни, обобщая и суммируя накопленный опыт или даря внезапное прозрение.

Основатель современной западной психологии Зигмунд Фрейд, называл работу со сновидениями «Царской дорогой к бессознательному». И был абсолютно прав. Владея интегративными методами раскрытия смысла ночных видений можно быстро, мягко и экологично развернуть всю основную дневную проблематику жизни человека. И более того, следуя за процессом сновидения, можно ее разрешать именно так, как будет наиболее верно для этого сновидца.

З.Фрейд был одним из первых метров психологии, который открыл путь к научной работе со снами. Следуя духу своего времени, Фрейд считал, что сновидения – символические образы подавленных желаний, в основном сексуальных, в которых человек не может себе признаться в дневной жизни. Благодаря возникающим в сновидениях образам человек может избавляться от дневного возбуждения, вызванного различными запретными желаниями. Так же он считал, что сновидения носят обманчивый или символический характер, так как эти желания не допустимы к воплощению. И что каждый элемент сна содержит зашифрованный смысл. Фрейд раскрывал смысл сновидений методом свободной ассоциации, что продолжает широко применяться и в современном психоанализе.

Ближайший ученик Фрейда – К. Г. Юнг, рассматривал символы сновидений скорее как раскрывающие проблематику внутренней жизни, нежели умалчивающие о ней.  Однако К. Г. Юнг считал, что между ночными сновидениями и дневными событиями существует множество противоречий. Он полагал, что в сновидениях может проявиться то, что еще не произошло или нечто, к чему человек еще не готов в дневной реальности. Занятия буддизмом и духовными восточными практиками также позволили Юнгу отследить, что в сновидениях может проявляться «коллективное бессознательное» и знания предков.

Другой выдающийся психолог прошлого, занимающийся сновидениями – Альфред Адлер считал, что сновидения являются перетасовкой остатков дневных переживаний человека. Исходя из этого, но определял функцию сновидений как переработку сознанием незавершенных дневных задач, нежели избавление от тех проблем, что подавлены и вытеснены в бессознательное.

Что было важно в его исследованиях для дальнейшего развития интегративной работы со сновидениями, так это то, что он не разделял психику на ночное и дневное состояние сознания. Он считал, что дневной стиль жизни человека продолжается и в его ночных сновидениях. А поскольку сновидения - это продолжения индивидуального процесса человека, то они должны отражать личность человека и его индивидуальный жизненный стиль. Поэтому, работая со сновидениями, можно разрешать дневные проблемы человека именно теми методами, которые подходят для конкретного сновидца.

Основатель школы гештальтпсихологии  Фриц Перлз, рассматривал работу со сновидениями дорогой к целостной личности. Он утверждал, что работая с ночными образами, можно осознать различные маски личности и интегрировать все подавленные и вытесненные части индивидуума. Разыгрывая с клиентами различные части сновидения, Ф. Перлз помогал осознать различные подавленные желания, страхи, не принимаемые части собственной личности. Тем самым, способствуя процессу принятия и интеграции составляющих собственной личности.

На новый уровень исследований в области раскрытия смысла сновидений вывело открытие Уильяма Демента и Кляйтмана. Их открытие заключалось в том, что процесс сновидения практически всегда сопровождается быстрым движением глаз (БДГ-активность).  Далее они выявили, что БДГ фазу можно разделить на четыре стадии или степени погружения. БДГ фаза возникает приблизительно каждые 90 минут и повторяется несколько раз. Поэтому за ночь мы, как правило, видим несколько снов.

Первая фаза БДГ сна обычно бывает самой короткой, поэтому самые ранние сновидения бывает труднее всего запомнить. А завершающая фаза БДГ непосредственно перед пробуждением может длиться  от 30 до 45 минут. Обычно запоминаются сновидения именно этой фазы. Трудности с запоминанием сновидений были объяснены исследованиями, выявившими значительную разницу между биохимией спящего и бодрствующего человека.  Было выявлено, что чем более эмоциональны сны по своему содержанию, тем более сильный биохимический след они  оставляют в организме. И тем легче их запоминать.

Открытие БДГ стадии сна в свою очередь побудили Стивена Лабержа, современного ученого и исследователя сновидений, разработать технологию, объединяющую древние восточные практики с современной техникой. Опираясь на древние знания управления сновидений и исследования БДГ активности, он разработал прибор для «осознанных сновидений». Сновидений, в которых индивидуум может управлять сюжетом и менять его по собственному желанию, а не является только пассивным участником сценария или наблюдателем. Свое изобретение С. Лаберж назвал «новодример».

Сновидцам предлагалось надеть на глаза повязку с мини-компьютером. В момент фиксации БДГ стадии, прибор начинает подавать сигналы непосредственно на глаза, что помогает осознать человеку, что он видит сон. Благодаря этой методике процент осознанных сновидений у испытуемой группы Лабержа поднялся более чем на 30%. А изданные по результатам работы книги способствовали популярности практик осознанных сновидений во всем мире. На сегодняшний день только в России переведено более 60-ти древних трактатов о методах работы со сновидениями и  техниках достижения осознанности в ночной реальности.

Современный интегративный подход к работе со сновидениями, объединяет мудрость древних знаний и современной  психологии, базируется на последних достижениях в области нейрофизиологии и квантовой физики. Данный подход широко раскрыт в работах профессора Сэйбрукского и Калифорнийского институтов Стенли Криппнера, исследователя осознанных сновидений Стивена Лабержа, доктора философии, физика, психотерапевта и основателя процессуальной терапии Арнольда Минделла и многих других специалистов интегративного направления психотерапии в области работы со сновидениями.

Одним из основных принципов данного подхода является то, что работая со сном клиента, специалист не интерпретирует образы или символы сновидений, а помогает раскрыть более глубинный смысл, основываясь на чувствах и эмоциях стоящих за этими образами. Распознавать глубинный смысл сновидений, следуя за чувствами, а не за   образами ночных видений советует текст «Абхидхармакоши», древнего тибетского трактата о происхождение вселенной, структуре, развитии и механизмах функционирования психики человека. Автору этой статьи этот подход очень близок. К тому же последние исследования в области квантовой физики во многом подтверждают справедливость приведенных в этом трактате утверждений.

Однако, лучше рассмотрим структуру работы со сновидениями, опираясь на последние нейрофизиологические исследования, которые показывают, что во время сновидения активизируется вертикальный синтез между отделами «древнего» и «молодого» мозга. Так же прослеживается и горизонтальный синтез между правым и левым полушарием мозга. В результате волновой стимуляции «древним мозгом», характеризующим фазу БДГ-сна, активизируется кора или «молодой» мозг», который преобразует эти волновые заряды энергии в различные образы или воспоминания.

Посылаемые волновые заряды от древнего мозга в новый мозг формируются в те или иные образы исходя из предыдущего визуального опыта человека. Возникая один за другим, образы начинают входить в контакт друг с другом через нейронные сети. В результате подобного взаимодействия возникают эмоции, которые и являются связующим элементом, или «клеем», формирующим образы вместе. Возникающая история и является ночным сновидением.

Подобные объяснения нейрофизиологии сновидений, конечно, не являются единственными. Так, например, в упомянутой «Абхидхармекоше» процесс формирования и развития сновидения иззложен намного более детально. Однако бесспорно, что основываясь на эмоциях и чувствах, стоящие за образами возможно более глубинное осознование и раскрытие смысла ночных посланий.

Структуру подобной работы можно рассмотреть на примере озера, со дна которого на поверхность поднимаются пузырьки. Зарождаясь на самом дне пузырек представляет собой маленькую каплю газа, приближаясь к середине постепенно увеличивается и, поднявшись на поверхность, расплывается большим пузырем. Так же и работа со сновидением. На поверхности сновидения мы видим образы, опускаясь еще глубже, появляется возможность осознать эмоции и чувства стоящие за этими образами, еще глубже возможно обнаружить то, из чего рождаются ночные видения – создателя сновидений. Подобный подход хорошо описан в работах А. Минделла.

В данном подходе важно не только осознать послание сна, но и интегрировать его в жизнь. Объединить с дневной реальностью.  Приведу пример из практики. Я работала со сновидением  женщины, которой предстояла операция по удалению злокачественной опухоли. Она пришла в угнетенном состоянии с просьбой помочь справиться с ухудшающейся атмосферой в семье и страхом операции.

Рассказывая о своих сложностях, она упомянула, что накануне приема ей приснился сон, в котором она видела, как стрекоза попала в паутину и запуталась. Стрекоза пыталась выбраться, но никак не могла, а только еще больше оказывалась скованной. Я подумала, что работа со сном может быть более мягкой, нежели прямой разговор о ее ситуации.

Когда я спросила, с каким ощущением она проснулась, то клиентка ответила, что ей было очень плохо, все тело болело, и было как будто деревянным. Она так же сказала, что, возможно, это плохой знак, и что она может не пережить операцию. Я предложила ей изучить этот сон глубже и почувствовать себя стрекозой, которая попала в паутину. Клиентка приняла это предложение, и через некоторое время, разыгрывая образ стрекозы, к ней пришло переживание, что точно так же как паутина во сне, в реальной жизни от свободного полета ее сдерживает масса факторов.

Она сказала, что очень устала оттого, что ей приходиться мириться с множеством ограничений в своей жизни, и так жить она больше не хочет. На вопрос, что бы она хотела сделать с этой «паутиной», она ответила, что ее пора разорвать. После 10 минут разыгрывания образа паутины и стрекозы клиентка «свободно летала» по комнате говоря, что давно не чувствовала такой легкости и радости в жизни.

Имея очень нежную и тонкую внутреннюю структуру, которая приснилась в образе стрекозы, клиентка начала задыхаться от сковывающих ее ограничений, что и привело к неосознанному решению «не жить». Ее внутренним процессом был свободный полет в жизни, которого она себя лишила, сковав различными нормами и обязательствами, что привело к заболеванию, которое ее медленно убивало.

После успешно прошедшей операции женщина внесла значимые коррективы в свою жизнь и на протяжении последних лет состояние ее здоровья не вызывает опасения врачей.

Конечно, для более широкого ознакомления с методом интегративного подхода со сновидениями и изучением методов и  структуры работы необходим более детальный анализ, который хорошо описан у вышеперечисленных авторов данного направления. Обобщая суть интегративного подхода можно сказать, что важным является осознование беспрерывности потока сознания в ночной и дневной реальности, раскрытие глубинных смыслов переживаемых видений и  глубин их происхождения.

Кроме того, работа со сновидениями в данном подходе может стать для сновидца практикой личностного роста. Обучаясь понимать свои внутренние процессы такими, каковы они есть на самом деле, исходя из собственных сновидений, а не принимая на себя чужие проекции, человек раскрывает в себе внутреннего психолога, целителя и учителя, который всегда рядом.

Ирина Зингерман

наверх