Полезные статьи

Исторические точки зрения на рождение пророка

Материалы книги «ВВЕДЕНИЕ В ЗОРОАСТРИЗМ» Эрвад Рамияр Первез Каранджия (Перевод Е.Лугова)

Существующие основные мнения ученых могут быть разделены на следующие группы группы:

A) Приблизительно 6500 B. C. (здесь и далее – до н.э.): самые ранние Греческие и Римские писатели сохранили традиции относительно даты Пророка Заратуштры на основе двух отправных точек:

  • Экспедиция Ксеркса (Xerxes)
  • Троянская война

Результат в каждом случае приблизительно подобен

  1. Диоген Лаэртский (3 век н.э.) сообщает, что согласно Ксантусу (Xanthus 6 век до н.э.) Заратуштра жил приблизительно в 6480 до н.э., и согласно Гермодору (Hermodorus 3 век до н.э.) он жил приблизительно в 6180 до.н.э.
  2. Плиний Старший (23-79 н.э.) говорит что Евдокс (Eudoxus 868 до н.э.) помещает Заратуштру приблизительно в 6347 до.н.э., и Гермиппус (Hermippus 250 до н.э.) помещает его приблизительно в 6180 до н.э.
  3. Плиний Старший пишет: " имеется также другая школа магии и волшебства, которая получена от Моисея и Евреев, но оная датируется много тысяч лет после Заратуштры. Таким образом, Pliny, Aristotle, Eudoxus - 6348 B.C.Hemippus, Hermodorus, Theopompus - 6180 B.C. Xanthus, Diogenes – 6480 B.C.Herodotus - 600 B.C.

Все это показывает, что древние Греческие и Римские писатели сохранили традицию, что Заратуштра жил тысячи лет перед их временем, и мало того, другие писатели не противоречили им, но подтверждали их с одобрением. Нигде в собственно Иранской традиции не сообщается, что Пророк Заратуштра был современником Кира (Cyrus), или что он жил 258 или 300 лет перед Александром. Напротив, все собственные источники определяют очень далекую старину Пророку, и показывают, что он появился не позже чем 6000 B. C.

Б) Большое Оледенение геологически помещено в пределах 10-го тысячелетия B.C. Если бы линейно идентифицировать те исторические события с фактами связанными с жизнью Заратуштры, и затем периодом правления королей Гайо Марета, жившего непосредственно перед Оледенением, и короля Джамшеда (Йима Блистательный), жившего в начале Оледенения, как исторически установленными, то жизнь пророка пришлась бы на 6-е тысячелетие B.C.

В). Лингвистический метод: Сравнение языка Ригведы (древнейшие арийско-индийские) и Гатх (древнейшие арийско-иранские источники) и вычисление древности языка Авесты, сходится на периоде около 6-го тысячелетия B.C. Необходимо заметить, что Гатхи однозначно признются более древними, чем Ригведа.

Г). Астрономический: позиции звезд, какие записаны в Авесте, сходятся на 6000 В.С. как периоду рождения пророка. Многие ученые соглашаются на вышеупомянутые даты: B.T.Anklesarias - 6000 B.C. S.J.Bulsara - 6500 B.C. (На основе Большого Оледенения) A.F.Khabardar- 5000 B.C. (На основе Астрономии) I.J.S.Taraporewala - 3500 B.C. (На основе Астрономии) B.G. Tilak - 4500 B.C. (На основе Филологии Вед и Гатх)

Д) Даты между 1000 B. C. и 1700 B. C.: Некоторые ученые, под влиянием Библии, и в некоторой степени археологии находят правильными следующие даты: профессор Мэри Бойс - 1500 B.C. K.R. Cama - от 1200 до 2300 B.C. J.M.Unwala - 1100 -1400 B.C.

Е) Дата приблизительно 630 B. C.:

  1. Текст на пахлави Арда Вираз Намаг (Arda Viraz Namag) заявляет, что религия пророка Заратуштры была в чистом состоянии, в течение 300 лет, до того как Иран был захвачен Александром Македонским, и Авеста была сожжена.
  2. Подобно этому другой текст на пахлави «Выбор Задспрама», указывает 300 лет перед Александром
  3. Бундахишн (Bundahishn) дает годы царствования королей и династий от Кай Виштаспа (Kay Vishtasp) к Александру, которые составляют в целом 258 лет
  4. Традиции относительно пророка Заратуштры в более поздних записях в современном персидском, арабском и сирийском языках, все основаны на вышеупомянутых книгах на среднеперсидском

Это - известный факт хронологии, что Александр вторгся и разрушил Иранскую империю приблизительно в 330 B. C. Следовательно, согласно первому пункту, рождение пророка Заратуштры: 300 + 330=600 B. C. Заявлено, что король Виштасп обратился в религию, когда Заратуштра был в возрасте 42 года. Следовательно, согласно второму пункту, рождение пророка Заратуштры: 42 +258+330=630 B. C.

Базирующийся на вышеупомянутой хронологии некоторые Западные ученые установили предполагаемые даты как следующие:

A.V.W.Jackson – от 6600-до 700 B.C.

E.W.West – от 6600- до 700 B.C.

Основная причина для этой неточной хронологии - то, что тексты на пахлави утверждают, что мир длился в течение 12000 лет, и что пророк Заратуштра появился в начале 10-ого тысячелетия. Имелась установка, согласно которой, тысячелетие пророка Заратуштры совпало с крушением Империи Сасанидов. Следовательно, источники тех дней были вынуждены сжимать и уплотнять все события древней хронологии от пророка Заратуштры к Арабскому завоеванию Ирана в этом периоде 1000 лет, непосредственно предшествующих крушению Империи.

Они поэтому вычислили продолжительность событий, как они могли, и в частности определили годы царствования, которые не соответствуют даже приблизительно годам царствования в исторически зафиксированной хронологии. Следовательно заявления " 258 лет перед Александром " и " 300 лет перед Александром " основаны на ненадежных данных.

О пророке Заратуштра

Место рождения и период. Пророк Заратуштра родился между каменным и бронзовым веком. Он родился в Арья Веджа, около реки ВеДаитьи. Когда Арья Веджа очистилась после оледенения, её пространство покрывало всю северную часть внутренних степей современной Евразии, также Центрально-Сибирское плато и степи южного Урала. Когда Заратуштра передавал религию, область Бактрии формировала центр Ирана, место, которое теперь является слиянием Афганистана, Узбекистана и Таджикистана.

Хотя место рождения Заратуштры спорно, и некоторые источники Пахлави размещают его на Западе Ирана (Азербайджан, Рагха) разумно предполагать его место рождения больше на Восток, в областях к северу и востоку от Каспийского моря. В тексте Авесты Вендидад (далее Vd.) 19 и Vd Bd. 20.32, 24.15 говорят, что дом отца Поурушаспы лежит на берегу реки Дареджи (ВеДаитьи) в Арья Веджа. Согласно Ch.11.2 Bundahishna, большинство королей Каянской династии родилось здесь.

Имя и фамилия. Персональное имя пророка, как это указано в Авесте, является Заратуштра (Zarathushtra). В пахлави название появляется как Зартушт (Zartusht), на современном персидском и других языках, это имя принимает различных формах, но вообще Зардушт (Zardusht). Имя по-разному написано даже в древних Греческих и Римских записях, но наиболее частая форма – Зороастр (Zoroaster), который используется в английском и других европейских языках.

Имя пророка по-разному объясняется, но два обычно принятых значения - "обладающий золотым верблюдом" и "золотая звезда". Спитама (Spitama) - название семейства Пророка, и это означает "самый белый, самый чистый". Это было имя его прародителя в девятом поколении. Следовательно, пророк известен как Заратуштра Спитама (Zarathushtra Spitama) в Авесте или как Зартушт Спитаман (Zartusht Spitaman) в пахлави.

Божественное назначение. Согласно Яшна (Yasna), Главе 29, когда Geush Urvan (Душа Земли) жаловалась Создателю, на загрязнения и зло, происходящие на планете, Создатель обсудивший это с Божественными Существами объявил, что имеется только одно существо, кто может исправить это – Заратуштра Спитама. Душа Земли не утешалась, поскольку она искала поддержку властного и мощного принца, в то время как согласно божественному совету средство от бед мира было - Духовная власть пророка. Наконец, после долгого обсуждения, назначение Заратуштры было подтверждено.

Рождение Пророка Заратуштры и события его жизни. Отец Заратуштры был Поурушаспа (Pourushaspa), что означает "обладающий серой лошадью". Имя его матери было Дугдова (Dughdhova), известной в настоящее время как Догдо. Это означает "молочная". Рождён он был в религиозной общине, известной как Маздаянцы 'Mazdayasni', которую он позже поддержал и включил в основу религии.

Заратуштра улыбался при рождении, из-за понимания его Божественной Миссии, которой помогают Божественные Существа. Страна была наполнена светом Божественной Славы, приветствуя его рождение. Все добрые создания Ахурамазды были в восторге и эйфории, видя Божественный Свет, но злые и ущербные существа были испуганы божественным сиянием, и опасались, что пророк положит конец их злым умыслам и действиям. Они, поэтому, делали попытки убить малыша Заратуштру. Но пророк был божественно защищен, и все такие попытки были напрасны.

Божественное Открытие. Когда Заратуштра был в возрасте 20 лет, он направился по божественному проведению на гору Ушидарена (Ushidarena), «гору божественного ума». Он оставался на горе в течение 10 лет, и посвятил время и энергию молитве, медитации и общению с Божественными Существами. Там он получил Божественное Посвящение и передачу Религии через Божественные Существа, особенно через Воху Махана (Vohu Manah) и Сраоша (Sraosha). Ушидарена может пониматься и в аллегорическом смысле, а не как физическая гора.

Ранние трудности. В возрасте 30 лет, он возвратился в народ и начал проповедовать религию. В начале, Пророк прошел через трудности неверия и не имел поклонников. Злой дух приказал демону обмана убить Заратуштру, и демон устремился угрожающе на Пророка. Заратуштра пропел короткую молитву Ахуна Ваирья (Ahuna Vairya), и демон убежал, объявляя свое поражение. Он чувствовал, что демоны планировали его смерть. Крайне беспомощный, Злой Дух пробовал умиротворить и покорить Пророка, предлагая королевскую власть, как подкуп для отказа от веры в Ахура Мазду. Отклоняя прямое предложение, Заратуштра твердо ответил: "Никогда не откажусь от веры - даже если мое тело, жизнь и сознание разорвали бы на куски!"

Социальный статус Заратуштры. Нет прямых указаний в Авесте о семейной жизни Пророка. Но книги на пахлави и персидском говорят о том, что его жену звали Хавови и было у него три сына – Изад Вастра, Хаурват Нар, Куршед Чехер и три дочери – Френи, Трити, Поуручисти. Также говорится, что три духовных сына пророка Заратуштры родятся в последующие времена. Хушидар, Хушидар Мах, Сошёс будут спасителями мира. В Зороастрийской традиции нет запрета на семейную жизнь, наоборот это считается важным для духовного роста. В более поздней литературе отмечается, что жена и дети пророка могут рассматриваться аллегорически, как его духовные качества.

Ученики Пророка. Наконец, провидением Ахура Мазды, Пророк Заратуштра одержал победу. Его первый ученик был его дядя Маидиоимаонга, сын Арастьи. Другие ученики Пророка были Ашмокхавант, Саена Ахумстут, Исатвастра, Урвататнара и Хваречитра.


наверх