Синкретические и универсальные движения

Автор - Воробьева М.В.

Великое Белое Братство Юсмалос

Великое Белое Братство Юсмалос (юсмалиане) – новое религиозное движение, получившее свое развитие в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. Название "Юсмалос" (Юоанн Свами МАрия ЛОгоС) произошло от имени основателей – Юоанна Свами (Юрия Кривоногова) и Марии Дэви Христос (Марины Цвигун).

Учение синкретично и вбирает в себя элементы гностицизма, Агни Йоги, теософии и христианства. Первоначально движение было ориентировано на эсхатологический аспект своего учения – ожидание наступления Конца Света и воцарения Рая на Земле. Именно с этим была связана программа, согласно которой последователи должны были 1260 дней (3,5 года) проповедовать учение и призывать всех людей к покаянию. В октябре 1993 г., по истечении назначенного срока члены движения съехались в Киев и захватили храм Св. Софии. Результатом этого события стал арест членов движения и его руководителей.

Вторым этапом учения можно считать период, начавшийся с 1993 по 1997 гг., когда один из руководителей движения – Юоанн Свами – был объявлен предателем ("Каином"), а движение возглавила Мария Дэви Христос, до августа 1997 г. отбывавшая срок заключения ("Заклание"). В декабре 1995 г. состоялось событие, которое сами последователи называют Венчанием Матери Мира Марии Дэви Христос и Отца Светов Иоанна-Петра Второго (Виталия Ковальчука). С момента выхода Марии Дэви Христос на свободу для движения начался новый этап развития, который продолжается до настоящего времени.

Учение стало более систематизированным, его основные аспекты изложены в печатных и информационных изданиях Великого Белого Братства ЮСМЛОС. В основе учения – положение о том, что Бог есть Мать, а также учение о любви и гармонии между небесным и земным, мужским и женскими началами. Ныне последователи движения не носят напоказ белых одежд. Они верят в божественное происхождение Марии Дэви Христос, уделяют большое внимание чтению писаний и проповеди, и ведут аскетичный образ жизни.

наверх

Аум синрике

Аум синрике (букв. "Учение Истины") – религиозное учение, основанное в 1986 г. японским проповедником Сёко Асахара (Тидзуо Мацумото) в г. Фудзиномия (префектура Шизуока, Япония).

Учение Аум Синрикё основывается на идее триединого спасения: помощь людям в излечении от физических болезней, душевных болезней и страданий. Конечная цель – достижение просветления и обретение высшей мудрости, позволяющей познать законы и структуру Вселенной. Асахара почитается как воплощение в земном теле верховного бога Шивы. Члены Аум Синрикё делятся на монахов и мирян. Культовая практика включает в себя упражнения из йоговской практики, включая нравственное совершенствование и физиотерапевтические средства, помогающие достичь религиозного экстаза, наивысшей формой которого является самадха – почти безжизненное состояние.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. А.С. переместилась в США, Германию, Шри-Ланку и другие страны. В России на настоящий момент во многих крупных городах имеются последователи Аум Синрикё (Астрахань, Волгоград, Москва, Псков, Санкт-Петербург и др.)

Аум Синрикё вошла в список террористических организаций США.

Список, опубликованный 8 октября 1997 г. и состоящий из 30 групп. Организации А.С. продолжают функционировать на территории многих государств, несмотря на возбужденные против них уголовные дела (наиболее громкое – по факту теракта в токийском метро в 1995 г.). 27 февраля 2004 г. основатель движения Аум Синрикё.

Сёко Асахара был признан виновным в организации газовой атаки в токийском метро в 1995 г. и приговорен к смертной казни.

наверх

Бахаи

Бахаи – религиозное учение, основанное в середине 19 в. в Ираке. Основоположником учения был Сейд Али Мухаммад, известный под именем "Баб" (араб. "Врата"), объявивший о том, что он Посланник Бога (1844), а за ним придет тот, кто и будет проявлением истинного и живого Бога. Баб был заключен в тюрьму и в 1850 г. расстрелян в Табризе (Азербайджан) по приказу правительства Ирана. Однако учение Баба и его последователей (бабисты, бабиты, бабиды) получило продолжение в бахаизме.

Бахаи считают, что Мирза Хусейн Али (Баха-Улла) (1817–1892) – тот, о ком пророчествовал Баб, "Обещанный у всех пророков". Преемником и толкователем учения Баха-Уллы стал его старший сын Аббас Эффенди (1844–1921), известный как Абдул-Баха ("Слуга Баха").  Останки Баха-Уллы и Абдул-Баха покоятся в Хайфе и в Акке (Израиль), куда совершают паломничества Б.

Бог, согласно учению Бахаи, непознаваем. Б. проповедуют равенство всех религий, единство человечества и равенство всех людей перед Богом, независимо от их расовых и половых признаков.  Важное значение в бахаизме придается институту брака.

Культовая практика у бахаев сведена к минимуму. Ежедневно последователям учения предписано чтение трех обязательных молитв. Общие богослужения проводятся в каждый 19-й день и состоят из чтения молитв и текстов Священных писаний Б. и других мировых религий. Принять веру Б. может тот, кто достиг 15-летнего возраста и заявил о своем желании в Местном Духовном Собрании.

Храмы бахаизма, носящие название "Дома Поклонения", имеют центральный купол и 9 арочных входов (в честь девяти пророков – Авраама, Моисея, Зороастра, Христа, Кришны, Будды, Мухаммада, Баба, Баха-Уллы – почитаемых бахаев), которые символизируют единство и разнообразие человеческого рода.

Бахаизм не имеют духовенства. Во главе общины стоит "Дом Справедливости" ("Местное Духовное Собрание") – совет из девяти членов, избираемых ежегодно (21 апреля) тайным голосованием взрослых членов общины. Национальные Духовные Собрания избираются раз в год тайным голосованием и несут ответственность за управление делами общин Б. в национальном масштабе. Верховный орган Международной организации Бахаев – Всемирный Дом Справедливости (Хайфа, Израиль), который избирается раз в пять лет.

История бахаизма в России ведет свой отсчет с конца 19 в. Первый Дом Поклонения  был построен в 1905 г. в Ашхабаде. В настоящее время в России насчитывается свыше 20-ти официально зарегистрированных организаций бахаизма.

Литература:

Бахаулла. Китаб-и Йкан / Пер. с персидского, предисл., ком. и прил. Ю. А. Иоаннесяна. СПб., 2001;  2. Иоаннесян Ю. А. Вера бахаи. СПб., 2003; 3. Скребцова М. Освобожденная мудрость. М., 1992; 4. "Просто у Бога есть Свой план..." – Владислав Киселев (член Национального Духовного Собрания Бахаи Украины), интервью, 2004.

наверх

Международная Саентологическая Церковь

Международная Саентологическая Церковь (Церковь саентологии, Саентология) (от лат. scio – "знать" и греч. logos – "слово", "учение", букв. "знание о знании") – учение, построенное на концепции изучения человеческого духа и работы с ним. Сами последователи называют свое учение религией, хотя многие исследователи не согласны с таким названием.

Основатель М.С.Ц. – Лафайет Рональд (Рон) Хаббард (1911–1986), опубликовавший в 1950 г. книгу "Диaнетика: современная наука душевного здоровья", которая, по сути, положила начало движению. Диaнетикa (от греч. dia –  "через" и nous – "душa", "разум", букв. "то, кaк разум влияет нa тело") – технология, которая помогает человеку избавиться от нежелательных ощущений и эмоций, от болезней и стрессов, служащих причиной болезней. Основная идея учения заключается в том, что мир обречен на уничтожение, и единственным путем ко спасению является путь, предложенный Роном Хаббардом и изложенный им в "Дианетике".

Саентология  учит, что человеческое сознание включает в себя "аналитический" ум и "реактивный" ум, хранящий записи болезненных событий ("инграммы"). Избавившись от "инграмм" можно устранить психологические проблемы и стать свободным от физических и умственных расстройств. По мнению последователей, Саентология помогает человеку справиться с негативными обстоятельствами, делая его, тем самым, сильнее.

"Тетаны" – жизненные энергии, обладающие сверхъестественными возможностями, могут существовать вне физического тела во Вселенной и за ее пределами. Цель человека состоит в том, чтобы достигнуть состояния полной душевной свободы ("действующий тетан"), т.е. более высокого уровня существования, являющегося, по сути, ключом к персональному бессмертию.

Движение имеет свои институты (наиболее известный из них – Мировой Институт Саентологического Предпринимательства, WISE), центры, миссии и церкви. Учебные заведения, в которых изучается технология управления Л. Рона Хаббарда, носят название "Хаббард-колледжей".

Во главе "Церкви саентологии" в настоящее время стоит Давид Мискэвидж, основной центр располагается в Лос-Анджелесе. Глава  "Церкви саентологии" в России – Ричард Фир. Международная Церковь Саентологии имеет своих последователей во многих городах России Астрахань, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Магадан, Москва. Нижний Новгород, Новосибирск. Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Хабаровск и др.)

наверх

Церковь объединения

Церковь объединения (Ассоциация святого духа за объединение мирового христианства, Муниты, Мунисты) – существует примерно с 1954 г. Основатель движения – Сан Мён Мун (род. в 1920 г.).

Согласно учению Муна, Бог – Творец всех вещей, в Нем переплетены свойства мужского и женского начал. Святая Троица в христианском понимании отвергается. Бог в учении Церковь Объединения, с одной стороны предстает перед нами как абсолютная реальность, вечный и неизменный, совершенный, всемогущий и вездесущий. С другой стороны, некоторые исследователи (например, Т. Кузнецова) подчеркивают несовершенность и неабсолютность Бога в учении Церкви Объединения. Так, Бог Любви в учении Церкви Объединения также нуждается в человеке, как и человек нуждается в Боге.

Таким образом, Бог ограничен в своей свободе. Человек же, напротив, обладает неограниченной свободой, поскольку он – воплощенный Бог. Адам и Ева были ложными родителями человечества. Христос дал людям духовное спасение, но основная задача – спасение человечества – легла на плечи Муна, как совершенного человека. С 1960 г., т.е. с момента заключения брака между Муном и его женой Хак Джа Хан Мун, началась миссия Муна. С тех пор мир обрел своих истинных родителей, которые стоят во главе Церкви Объединения.

Цель Церкви Объединения – установить Царство Бога на Земле (центром Вселенной выступает Корея). Идеальный мир – это мир безгрешных людей, объединенных в единую нацию ("объединенная нация"). Главная вероучительная книга, которой руководствуются члены Церкви Объединения – "Рассуждения о Принципе" (в европейском переводе звучит как "Божественный Принцип") Муна. Эту книгу последователи движения должны изучать ежедневно, вплоть до заучивания.

Мун подчеркивает важность молитвенной практики, поэтому членам движения предписана обязательная молитва в течение всего дня. Для молитвы, как правило, используется отдельное помещение (комната, освященная "священной солью" с молитвой). Каждое воскресенье, первый день месяца и так наз. Святые Дни члены Церкви Объединения проводят Службы Обета. Широко распространено общение с невидимым миром.

Церковь Объединения имеет свою иерархическую структуру, свои обряды (наиболее значимый из них – Обряд Благословения, т.е. бракосочетание), праздники (День Родителей, День Всего Сущего и др.). Основное занятие членов – сбор средств на нужды движения, которое принято называть "фандрейзингом".

Во владении Церкви Объединения находятся огромные промышленные и технические корпорации по всему миру. Движение имеет свои ассоциации (Коллегиальная ассоциация по изучению Принципа (CARP), Федерация женщин за мир во всем мире (FWPW) и др.), религиозные организации (Международный религиозный фонд  (IRF), Религиозная молодежная служба (RYS) и др.), общественные и политические организации (Совет международной безопасности (ISC) и др.), средства массовой информации (The Washington Times Corporation  и др.), научно-образовательные и культурные учреждения (Международный культурный фонд (ICF) и др.).

В России Церковь Объединения получила широкое распространение с конца 80-х – начала 90-х годов ХХ в. По официальным данным Министерства юстиции РФ на территории России на 1 января 2003 г. было зарегистрировано 10 религиозных объединений Церкви Объединения.

наверх