Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

Уникальность психосинтеза состоит в том, что наряду с такими уже привычными уровнями человеческого опыта, как биологический, психический и социальный, большое внимание в нем придается духовному опыту человека и тому, как этот опыт взаимодействует с перечисленными выше уровнями на протяжении всего цикла человеческой жизни. Синтезируя различные дисциплины, это подход стремится к пониманию не только того, как духовное измерение проявляется на уровне отдельного человека, но и того, как оно действует в группах и даже в масштабе более крупных систем, включая планету в целом.

Это - стремление исследовать опыт отдельного человека, его отношения с другими людьми, с царством природы и с планетой в целом для того, чтобы найти такие способы существования, которые не угрожали бы жизни на Земле, а поддерживали ее.

Центральная проблема человеческой жизни - несвобода, кажущаяся раздвоенность (Я - личностное, не осознающее и отрицающее существование другого, Я - истинное, присутствующее скрыто, не поддающееся непосредственному осознанию). На самом деле Я - едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими можно через этапы:

1. Глубокое знание своей личности - исследование низшего бессознательного, затем среднего и высшего (психоанализ), открытие истинных призваний, неизвестных возможностей, которые были ранее подавлены. Сначала опускаются в область низшего бессознательного, чтобы выявить те темные силы, которые в свое время обольстили нас и теперь нам угрожают, – "фантазмы", унаследованные или усвоенные в младенчестве мыслеобразы, которые человека преследуют или тихо над ним властвуют, страхи, которые его сковывают, конфликты, которые расточают энергию. Этого можно достичь с помощью методов психоанализа.

Необходимо исследовать также области среднего и высшего бессознательного. Благодаря этому, можно обнаружить в себе неизвестные прежде способности, свое истинное призвание, свои высшие потенциальные возможности, которые пытаются выразить себя, но которые мы нередко отвергаем и подавляем из-за непонимания, предубежденности или страха. Обнаруживается также огромный запас недифференцированной психической энергии, скрытой в каждом из нас, – пластичную часть бессознательного, которая находится в нашем распоряжении, наделяя нас неограниченной способностью к научению и созиданию.

2. Умение управлять различными элементами личности - метод дезиндентификации. Нами управляют все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезиндентифицируем. То есть, дезинтеграция выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и управление и использование высвободившейся таким образом энергии. Здесь эта процедура может быть разделена на две фазы:

  • Разложение вредных комплексов или мыслеобразов на элементы
  • Управление высвобождаемыми энергиями и их использование

Для разложения на элементы необходимо воспользоваться методами "опредмечивания", "критического анализа" и "различения". Иными словами, нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно – так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними "психологическую дистанцию" и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать, откуда они взялись, какова их природа и – насколько они глупы. Это не значит, что энергию, присущую их проявлениям, следует подавлять или сдерживать; нужно лишь управлять ею, переводя ее в конструктивное русло.

3. Познание своего истинного Я - открытие или создание объединяющего центра: расширить сознание своей личности до осознания своего Я. , иными словами, двигаясь по лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить низшее и высшее Я. Здесь использование соответствующих активных техник (возможно, естественный внутренний рост), каждый этап связан с новой идентификацией (например, человек создает идеал свей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, таким образом, делает этот идеал достижимым).

Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне - человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть - не прямой путь к высшему Я, это истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его символом.

4. Формирование и перестройка личности вокруг нового центра. Психосинтез - это есть формирование или реконструкция личности вокруг нового центра. Вокруг созданного центра строится новая личность, которой присущи согласованность, организованность и единство. Прежде всего, необходимо разработать план действий, сформулировать "внутреннюю программу". Необходимо визуализировать, мысленно представлять свою цель, – то есть новую личность, к созданию которой человек стремится, – и ясно сознавать задачи, возникающие перед нами в связи с ее достижением.

Некоторые люди ясно видят свою цель с самого начала. Они способны составить четкое представление о том, кем они могут и хотят стать. Это представление должно быть реалистичным и "достоверным", то есть согласованным с естественным ходом развития данного индивида и потому осуществимым, – по крайней мере, отчасти: это не должен быть невротический, нереалистичный "идеализированный образ", как его называет Карен Хорни.

Подлинная "идеальная модель" потребного развития заключает в себе динамическую созидательную силу, она облегчает достижение цели путем устранения неясностей и неопределенностей; она сосредоточивает усилия человека и подключает к делу великую суггестивную силу образов.

Люди с более пластичной психической конституцией, которые живут спонтанно, руководствуясь скорее знаками и предчувствиями, нежели определенными намерениями, находят затруднительным сформулировать для себя такую программу и затем строить новую личность по намеченной схеме: они могут даже категорически отвергать такой метод. Они предпочитают вверять себя водительству внутреннего Духа или воли Божией, предоставляя Ему решать, какими они должны стать.

Они полагают, что быстрее достигнут цели путем устранения, по мере возможности, помех и сопротивления высшей Силе со стороны своей личности, или путем расширения канала связи с высшим Я при помощи устремления к нему и служения ему, полагаясь во всем остальном на действие его созидательной силы и повинуясь ей. Другие люди занимают сходную позицию, но выражают ее иначе; они говорят о настрое на космический порядок, вселенскую гармонию, о предоставлении Жизни действовать в них и через них (у-вей, "недеяние" даосов).

Оба метода эффективны, и каждый из них подходит для соответствующего типа личности. Однако желательно знать, понимать значение и в какой-то степени применять оба метода, что позволит избежать крайностей и ограниченности, присущей каждому из них в отдельности. Так, последователям первого метода важно следить за тем, чтобы не сделать свое "идеальное представление" чересчур косным; они должны быть готовы видоизменить, расширить или даже вообще сменить его, если их последующий опыт, знакомство с неизвестной ранее точкой зрения или новые прозрения укажут на необходимость такого изменения.

С другой стороны, последователям второго метода важно остерегаться стать чересчур пассивными и безответственными, принимая порывы бессознательных сил, желаний и стремлений низшего порядка за указания и наития свыше. Кроме того, они должны развивать в себе способность стойко переносить неминуемые периоды внутреннего бесплодия и мрака, когда сознательная связь с духовным Центром обрывается и личность чувствует себя покинутой.

Все многообразие "идеальных моделей" можно разделить на две основные группы. К первой относятся образы, олицетворяющие гармоничное развитие, всестороннее личное и духовное совершенство. Идеал такого рода выдвигают перед собой главным образом интроверты. Вторая группа идеальных образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности. Это идеал художника, учителя, ученого и т. д. Как правило, такие модели предпочитают экстраверты.

После того как идеальная форма определена, начинается практический психосинтез, построение новой личности как таковое. Эта работа может быть разделена на три главные части:

1. Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним относятся:

  • Силы, высвобождаемые в процессе анализа и разложения бессознательных комплексов
  • Стремления, скрыто присутствующие на разных психологических уровнях и до сих пор обойденные вниманием

Чтобы использовать эти бессознательные силы, многие из них нужно "трансмутировать", превратить в нечто иное. Это становится возможным благодаря свойственной им пластичности и изменчивости, фактически, такая трансмутация протекает в нас постоянно. Подобно тому, как энергия тепла превращается в энергию движения или электроэнергию и наоборот, наши эмоции и влечения превращаются в физические действия или деятельность ума и воображения. И наоборот, идеи возбуждают эмоции или превращаются в планы, а затем в действия.

Случаи таких трансмутаций наблюдались и отмечались многими людьми. Важные положения и примеры, касающиеся теории и практики преобразования внутренних энергий можно найти в индийской Йоге, христианском мистицизме и аскетике, трудах по духовной алхимии, а некоторые моменты этого явления были освещены психоанализом. Таким образом, мы располагаем достаточной основой для формирования науки о психических энергиях (психодинамики), а также надежных методик, способных производить желаемые изменения в нас самих и других людях.

2. Развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения нашей цели сторон личности. Такое развитие может осуществляться двумя путями: с помощью методов вызывания и самовнушения или с помощью систематической тренировки неразвитых психических функций (таких как память, воображение, воля) – тренировки наподобие той, что применяется, например, в области физической культуры, при наработке технических навыков пения, игры на музыкальных инструментах и т. д.

3. Согласование и соподчинение (координация и субординация) различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности. Такая структура представляет собой любопытную и наводящую на размышления аналогию с устройством современного государства, граждане которого входят в различные объединения, общественные классы, профессиональные группы и т. д., и в котором есть органы управления разного уровня, – например, городского, областного, республиканского.

Так в общих чертах выглядит процесс психосинтеза. Следует уточнить, однако, что все вышеупомянутые стадии и методы тесно взаимосвязаны и прохождение их не предполагает строгой последовательности определенных периодов или фаз. Живой человек – не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы психосинтеза можно начинать одновременно с разных точек, с разных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительных отрезков времени.

Кроме того, психосинтез применяет множество методик психологического воздействия, нацеленных в первую очередь на развитие и совершенствование личности, а затем – на гармонизацию ее отношений с Я и все более полное объединение с ним. Эти две фазы можно назвать, соответственно, "личностным" и "духовным" психосинтезом. В зависимости от области и цели применения, психосинтез служит или может служить:

1. Методом психического развития и Самопостижения для тех, кто не желает оставаться рабом внутренних фантазмов и внешних влияний, кто не желает больше принимать пассивное участие в игре собственных психических сил и решил стать хозяином своей жизни.

2. Методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными кризисами, которые нередко предшествуют фазе Самопостижения, но значение которых сам пациент не вполне понимает и неспособен оценить должным образом.

3. Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию различных способностей ребенка или подростка, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и построить под ее руководством гармоничную, яркую и эффективную личность.

Индивидуальный психосинтез можно рассматривать также как частное проявление более широкого принципа, всеобщего закона межиндивидного и космического синтеза. В самом деле, изолированных индивидов не существует; каждый индивид тесно связан с другими индивидами, все индивиды взаимосвязаны. Более того, все индивиды включены в надиндивидную духовную Реальность, и каждый из них является ее частью.

Метод направленного воображения. Психосинтез как ветвь практической психологии использует очень много Упражнений, связанных с визуализацией различных аспектов проблем клиента. Само слово "воображение" означает буквально "воплощение в образе". Поэтому метод направленного воoбражения занимает одно из ведущих мест. В частности, можно использовать образную символику восхождения для соединения "падшей" субличности с ее высшим источником. Тем самым мы позволяем ей вспомнить ее высшую природу, раскрыть в ней новое содержание.

Образное переживание восхождения на гору представляет собой внутреннее восхождение к высшим уровням своего существа, возврата к источнику жизни. Французский психолог Дезуаль говорил о том, что попытка восхождения, предпринимаемая человеком в своем воображении, приводит к появлению светоносных образов. Это состояние сопровождается эйфорическими переживаниями. Напротив, спуск вызывает мрачные образы и чувства уныния, тревоги и страдания.

Таким образом, если мы представим, что восходим на гору, взяв с собой какую-то субличность, то можем вызвать в ней удивительные изменения. Для реальной работы следует выбирать субличность, которая не устраивает каким-то параметрам. Упражнение выполняется следующим образом:

Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Определите где ваша субличность обитает, помня, что ровная долина символически отображает среднее бессознательное, различные ямы, овраги, пещеры, уходящие вниз пропасти и т.д. - низшее бессознательное. Причем, глубина провала omносительно долины соответствует степени погруженности вашей субличности в низшее бессознательное.

Пусть субличность сама определит - где ей приходится жить. Оставайтесь какое-то время вместе с ней, вслушиваясь в звуки, доносящиеся до вас, вглядываясь в окружающую обстановку. Прочувствуйте общее состояние вашей субличности. А теперь вместе с ней постепенно начинайте подъем. Если субличность отказывается с вами идти - постарайтесь ее уговорить, но ни в коем случае не заставляйте ее идти силой, ее нужно убедить в пользе предстоящего похода.

Начиная восхождение, представляйте разворачивающийся перед вами пейзаж, отмечайте все: погоду, дорогу, по которой вы идете, окружающую природу, звуки и т.д. Ощущайте, как нарастает чувство восхождения, как воздух становится все более чистым и бодрящим. Чем выше вы поднимаетесь, тем тише становится вокруг. Там на заветной вершине воздух чист, прозрачен и свеж, царят тишина и умиротворение. Яркое солнце своими лучами освещает вас и вашу субличность, высвечивая самую ее суть.

На протяжении всего восхождения отмечайте, как ведет себя субличность. По мере продвижения вверх с ней могут происходить сначала едва заметные перемены - вроде изменений настроения, выражения лица. Это могут быть изменения в одежде, или даже полное преображение, когда субличность превращается в нечто иное. Достигнув вершины, вы можете стать свидетелем еще одного пре ражения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качестве, говорите с ней.

Разумеется, при однократном выполнении упражнения, преображаения может и не произойти. Субличность может сбежать на середине пути, или отказаться идти дальше. Иногда она еще больше отдаляется от своего истинного архетипа. Это может произойти в случае, если мы не признаем и не принимаем субличность такой, какая она есть, со всеми ее потребностями и ограничениями. Своим неприятием и раздражением в ее адрес, мы сами ставим ей препятствия к необходимой трансформации.

Польза, которую дает работа с субличностями:

1. Мы учимся распознавать разнообразные, подчас противоречивые стороны своей личности, подвергая ее тем самым миниатюрному психоанализу. При этом мы признаем и принимаем все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное.

2. Мы учимся освобождаться из-под контроля властвующих над нами сил.

3. Мы повышаем уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей и позволяя им объединяться в более крупные, но менее конфликтные.

4. Мы можем возвести каждую субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей, обнаружив тем самым, что любое психическое содержание несет в себе зерно собственного преображения.

5. И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей личности - своего истинного "Я".

Потребности низшего бессознательного более или менее корректируются обычными видами психотерапии, религиозные учения способствуют расширению горизонтов высшего бессознательного, психосинтез же помогает осознать весь спектр своих стремлений и принять на себя ответственность.

Собственно психосинтез, по мнению Р. Ассаджиоли, начинается после осознания клиентом идеального образа в себе, как центра, вокруг которого необходимо строить новую, внутренне согласованную личность. При этом он постоянно напоминал, что оптимальным вариантом для желающего измениться, является наличие рядом опытного тренера - учителя, способного помочь в случае необходимости.

Практикум по психосинтезу. Существуют 12 классических упражнений по психосинтезу. Некоторые из этих упражнений были разработаны Роберто Ассаджоли, другие – сотрудниками Института психосинтеза в Сан-Франциско и Канадского института психосинтеза; все упражнения неоднократно пересматривались по мере углубления нашего понимания их механизмов. В комплексе они представляют собой "практику", которая доступна любому, кто хотел бы стимулировать свой психо-духовный рост. Это развивающие упражнения, призванные приблизить человека к его истинному истоку, к постижению и осуществлению в повседневной жизни того, что Ассаджоли называл "высшим Я".

Почитать об этом можно здесь

наверх