Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Шаолиньские боевые искусства

Краткая историческая справка. Шаолиньское ушу - это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань (административный центр - Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам оно ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (на китайском его имя было протранскрибировано как Путидамо, позднее его стали называть просто Дамо).

Он прибыл в царство Северная Вэй примерно в VI веке и, будучи не понятым, удалился в этот монастырь где и просидел девять лет в пещере лицом к стене (эта пещера до сих пор существует и служит одним из объектов посещения для туристов). Когда он, наконец, решил подняться, то оказалось, что его ноги потеряли двигательную способность. Однако используя особый комплекс упражнений Дамо восстановил их активность, и предписал монахам в будущем сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями.

От него монахи, якобы, и изучили первый комплекс шаолиньского ушу - "18 рук архатов" (архат - последователь Будды, достигший последней, четвертой ступени святости на пути к нирване и полностью освободившийся от земных желаний). Реальных свидетельств того, что Дамо преподавал ушу, не имеется, однако историческим фактом является то, что в предписанные им монахам "4 деяния" входило и "воздаяние за зло".

Другой популярной легендой о Шаолиньском монастыре является история о том, как 13 монахов спасли императора. Дело было в VII веке, когда Ли Шиминь - второй император династии Тан - спасаясь от мятежника Ван Шичуня упал в протекавшую неподалеку от монастыря реку и был спасен монахами. Тринадцать монахов решили защитить императора, и монашеский отряд, разгромив мятежников, взял Ван Шичуня в плен. Вернувшись на трон Ли Шиминь не забыл услуги, пожаловал монастырю землю (около 250 га), разрешил монахам пить вино и есть мясо, а самому монастырю было позволено содержать особые монашеские войска.

Однако первые исторически подтвержденные сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с единственной целью - постичь тайны искусства шаолиньских бойцов. Однако, несмотря на занятия у лучших наставников, он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на поиски.

В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным.

Так на основе "18 рук архатов" Цзюэюань создал комплекс "72 руки" (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс "72 приема Цзюэюаня"), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему "кулака пяти составляющих", которую впоследствии стали соотносить с пятью животными - тигром, леопардом, драконом, змеей и журавлем.

Тогда же, при правлении монголов шаолиньский настоятель Фуюй сделал новый вклад в развитие шаолиньского боевого искусства: он пригласил в монастырь 18 знаменитых мастеров, которые обучили монахов своей технике. С той поры в набор классических шаолиньских комплексов входят хунцюань (кулак Хуна), тунбицюань (кулак рук Туна) и т.п. Другим значительным деянием Фуюя является открытие пяти филиалов Шаолиня - в Монголии (составлявшей в тот момент единое государство с Китаем), на горе Паньшань в провинции Хэбэй, в городах Чанъань (нынешний Сиань), Лоян и Тайюань.

Значимым для истории монастыря является XVI век. В это время побережье Китая терроризировали пираты-вако (базировались они на островах Рюкю, в основном там были японцы, однако встречалось и много китайцев). Когда на борьбу с вако отправились войска под командованием великого полководца Ци Цзигуана, из Шаолиня тоже вышли отряды монашеского воинства. Больше всех в тот период прославился монах Юэкун.

Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. 20-е годы нашего века вошли в историю Китая под названием "правление милитаристов", когда каждый, кто имел хоть какую-нибудь военную силу (от группы армий до батальона) объявлял себя полновластным властелином какой-либо территории (от нескольких провинций до одной деревни). Все они вели сложную военно-политическую борьбу за увеличение своих владений, и в перспективе - за контроль над всем Китаем, то объединяясь в клики, то вновь нарушая договоры и союзы. В 1928 году место, где находится монастырь, стало полем боя, и монастырь был уничтожен страшнейшим пожаром за всю его многовековую историю.

Согласно хроникам, огонь бушевал 40 дней, монастырь выгорел почти дотла. Монахи разбрелись по окрестным деревням, часть вернулась в мир. Некоторые пошли в армии к милитаристам, где благодаря своему знанию боевых искусств быстро выбивались на командные посты, в годы Второй мировой войны приходилось монахам воевать и в партизанских отрядах. Hаверное самую головокружительную карьеру сделал Сюй Шию (монашеское имя Юнян), который вступив в компартию дослужился до должности командующего Гуанчжоуским военным округом и был одним из сподвижников Мао Цзэдуна.

Монастырь так и находился в руинах до 1970 года, когда о своем намерении посетить знаменитый храм заявил японец Со Досин, объявивший себя преемником шаолиньской традиции, якобы переданной ему в годы войны в Китае каким-то из монахов (история, честно говоря, очень и очень сомнительная, но по политическим соображениям в Китае обычно предпочитают называть то, чем занимаются в "Японском союзе сериндзи кэмпо", японским вариантом шаолиньского ушу). Тогда правительство срочно выделило крупную сумму на восстановление монастыря и собрало уцелевших монахов (точнее тех, кто захотел вернуться в монастырь).

В настоящее время монастырь Суншань Шаолинь является, прежде всего, крупным туристским центром. Вокруг него кормится большое количество школ ушу, никакого отношения к монастырю не имеющих. Обычно они делают деньги на доверчивых иностранцах, которые всерьез готовы выкладывать по 20$ в день за то, чтобы после двухнедельных тренировок получить сертификат о том, что они "изучали настоящее шаолиньское ушу". Одним из самых известных заведений такого рода является Международная академия шаолиньского ушу.

Возглавляет ее Ван Чанцин (обычно предпочитающий подписываться монашеским именем Дэцянь), который в свое время несколько лет изучал в Шаолине традиционную медицину (не ушу!!!), после чего начал издавать от своего имени содержимое шаолиньских архивов, даже не позаботившись хоть чуть-чуть упорядочить разнородные тексты и придать им подобие хоть какой-то системы. Есть рядом с монастырем и спортивный институт шаолиньского ушу, выпускники которого разъезжают в монашеских одеждах по всему миру, давая показательные выступления.

В этих условиях многие истинные мастера покидают монастырь, предпочитая открывать свои собственные институты шаолиньского ушу в других городах и даже других провинциях КHР (так например, преемник Дэгэня - хранителя традиции стиля шаолинь лоханьцюань (шаолиньский кулак архатов) - открыл свой институт в Кайфэне, в самом Шаолине же в настоящее время этим одним из классических монастырских стилей не владеет никто). Уже много лет остро стоит проблема настоятеля, который, согласно традиции, должен и ушу хорошо владеть, и в буддизме разбираться. Уже давно такого не находится.

Основы

Пять стилей. Основой шаолиньского боевого искусства в настоящее время, как уже было отмечено, являются 170 приемов. Эти 170 приемов были разработаны в рамках пяти стилей: Дракона, Тигра, Леопарда, Змеи и Журавля. Бай учил, что человек состоит из пяти сущностей: духа, костей, силы, ци и сухожилий. Соединяясь в единое целое, эти сущности создают гармоничную личность, заключающую в себе единство "жесткого" и "мягкого", внутреннего и внешнего, наполненного и пустого. Чтобы обрести боевое искусство, необходимо изучить Пять Стилей, оставленных в наследство монахом Дамо. Изучение этих "мягких" методов ведет к "сердцевине" искусства: без них вы навсегда останетесь новичком.

Дракон (дух). Стиль дракона предназначен для развития духа. Сила здесь не используется. Ци сосредотачивается в пупке, и тело движется легко и быстро. Держите плечи ровно и сохраняйте взаимодействие пяти синь (сердце, центры ладоней и центры ступней; китайское слово "синь" означает как "сердце", так и "центр") друг с другом. Движения стиля напоминают о парящем драконе, способном двигаться и действовать в любом направлении.

Тигр (кости). Стиль тигра предназначен для тренировки костей. Укрепляйте свое тело, напрягите плечи и талию. Ваше тело должно подниматься и опускаться в соответствии с движением ци. Глаза держите открытыми. Движения стиля напоминают о разъяренном тигре, прыгающем на жертву из лесных зарослей.

Леопард (сила). Стиль леопарда предназначен для развития силы. Хотя леопард и не выглядит таким страшным, как тигр, он способен развить огромную силу. Леопард любит прыгать, поэтому его поясница и ноги сильнее, чем у тигра. Леопард действует преимущественно в низкой "позиции всадника" и наносит удары неплотно сжатым кулаком.

Змея (ци). Стиль змеи предназначен для развития ци. Змея спокойно делает ритмичные вдохи и выдохи. Змеиное ци наполняет все тело и, хотя прикосновение змеи кажется мягким и слабым, на самом деле его сила не меньше, чем у самого могучего бойца. В древности, характеризуя этот стиль, говорили: "лучшую сталь можно как веревку завязать вокруг столба". Тело змеи движется непрерывно и гибко, но сохраняет силу; оно остается мягким, но сохраняет жесткость. Два пальца руки используются, как змеиное жало.

Журавль (сухожилия). Стиль журавля предназначен для развития сухожилий. "Корни" сухожилий находятся в ступнях. Дух пронизывает все тело. Плечи журавля всегда расслаблены, кисти и ступни действуют согласовано. Журавль спокоен, его сознание проникает вглубь.

Достижение мастерства в Пяти Стилях требует от ученика больших усилий и терпения. Но, когда ученик достигает цели, его тело становится сильным, суставы крепкими, глаза зоркими, храбрость беспредельной. При отражении нападения врага палец или ступня могут выиграть бой.

Ци. Существует множество школ, изучающих "мягкие" формы боевых искусств. Все они начинаются и кончаются ци, или внутренней энергией. Овладеть этой энергией означает познать неизвестное и достичь состояния, при котором у человека исчезает чувство страха, жизнь и смерть становятся равнозначными. Когда вы достигнете этого состояния, никакая опасность не нарушит вашего спокойствия, вы станете подлинным хозяином своего "я". Есть много людей, которые постоянно шепчут магические заклинания о ци, но при опасности трепещут от безумного страха. Такие люди только болтают: они не имеют понятия о ци. По этой причине это искусство вырождается.

Существует два аспекта ци: внутреннюю энергию необходимо сначала развить, а затем упражнять. Когда энергия развита, она удерживается в равновесии внутри вашего тела. В этом случае ваш дух спокоен, и каждое движение становится прекрасным и гармоничным. Когда это состояние достигнуто, следует подумать о том, как использовать его против врага. Конфуций подчеркивал особое значение ци. Боевое искусство не должно нарушаться, если вы хотите победить врага.

Ци развивается без сознательных усилий, но тренируют его сознательно, с помощью дыхательных упражнений. Используйте для этого задержку дыхания. Сначала процесс идет от "мягкого" к "жесткому", а потом обратно, от "жесткого" к "мягкому". Подлинное боевое искусство достигается гармоничным сочетанием "мягкого" и "жесткого". Необходимо быть "мягким" с "пустым" и "жестким" с "наполненным". Если вы "мягкий" с правой стороны, то вы должны быть "жестким" с левой стороны. Сначала все это может показаться бессмыслицей, но становится понятным в процессе развития. Монах Цзюэюань говорил ученикам:

"Сила направляется от "мягкого" к "жесткому", и ци укрепляется в процессе развития. Сила возникает от ци и действует, когда ци опускается. Без ци нет силы. Плохой боец может выглядеть свирепым и яростно наносить удар, но в этом ударе нет настоящей силы. Подлинный мастер не выглядит устрашающим, но каждое его прикосновение тяжелое, как гора. Так происходит потому, что он овладел ци и после длительных тренировок может всю ци направлять в точку удара. Его воля управляет ци, и он может мгновенно направить ци в любую точку тела."

Тренировка стоек. Первым этапом в развитии ци является тренировка стоек. Начинают тренировку в "позиции всадника", позволяющей выполнять быстрые приподнимания и опускания туловища. Удержание этой стойки - отличное средство для развития мышц ног и поясницы и для тренировки устойчивости. В этой стойке вы можете прочно стоять даже на краю пропасти.

Приняв эту стойку, вы должны направить ци в нижнюю часть живота. Не позволяйте ци подниматься в грудь. Если это случится, то верхняя часть тела будет тяжелее, и вы не сможете "врасти своими ступнями в землю". Известно, что многие люди падают даже от легкого толчка. Это происходит потому, что они не занимались тренировкой стоек. Старые мастера говорят: "Прежде, чем учиться побеждать других, сам научись стоять". Если человек прочно стоит на ногах, это означает, что его ци всегда находится ниже пупка и обеспечивает ему равновесие в любое время и в любом месте. Только научившись правильно стоять, вы будете готовы учиться боевому искусству.

Сначала во время тренировки стоек вы можете почувствовать некоторые боли в ногах и пояснице, как после скачки на лошади после длительного перерыва. Вы можете почувствовать некоторую слабость. Не надо бояться этого. Это означает очищение организма от старого. Старые и бесполезные для организма воздух и сила заменяются на новые. Поэтому, почувствовав боль, не прекращайте тренировку, преодолейте боль и продолжайте удерживать стойку. Нужно увеличивать время ее удержания каждый день.

Например, если вы стояли в "позиции всадника" два часа в первую ночь, то добавьте несколько минут в следующую. Если ноги болят невыносимо, то можно немного отдохнуть, но потом вернуться в стойку. Нужно стоять в стойке каждый день до тех пор, пока боль не исчезнет сама по себе от опускания ци ниже пупка и в связи с развитием силы ног. Только тогда можно переходить к упражнениям для рук. Сначала нужно научиться направлять ци от подмышек к кончикам пальцев. После этого вы сможете направлять к кистям рук силу всего тела. Вы почувствуете, что все тело действует гармонично, что кровь бежит по жилам быстрее, что тело подчиняется вашему малейшему желанию.

Дыхательные упражнения. Легкие - это кладовые воздуха, а воздух - это господин силы. Каждый, говорящий о силе, должен знать, что воздух - ее главная причина. Хорошие легкие - большая сила, слабые легкие - маленькая сила. Необходимо научиться дышать правильно. Уже много лет назад бойцы Севера считали правильное дыхание предпосылкой большой физической силы. Достижения бойцов Севера очевидны. Слабый человек после десяти лет дыхательных упражнений мог поднять груз весом 1000 цзиней! Дыхание дает силу рукам.

Бойцы Юга тоже использовали тренировку стоек, но почти никто не выполнял дыхательные упражнения. Считалось, что неправильное дыхание может серьезно повредить внутренние органы. Только после того, как монах Хуэймэн, живший в конце правления династии Мин (1368-1644), перебрался с Севера на Юг, бойцы Юга начали познавать секреты дыхания. После этого в занятиях бойцов началось сочетание тренировки стоек с дыхательными упражнениями, что сделало их искусство более полным.

Занятия дыхательными упражнениями по учению Хуэймэна имеют четыре запрета:

  • Не переусердствуйте! Для начала 49 циклов (вдох-выдох) вполне достаточно. Постепенно увеличивайте количество циклов, но не делайте их более 100 за один раз
  • Не занимайтесь дыхательными упражнениями в пыльном и грязном помещении. Утром лучшее место для занятий - хорошо проветриваемое помещение. Вечером лучше заниматься на свежем воздухе
  • Не выдыхайте через рот. Перед началом занятий сделайте три выдоха через рот, это очистит живот от старого воздуха. После этого выдыхайте только через нос
  • Не позволяйте своим мыслям бесцельно блуждать во время занятий. Блуждание мыслей препятствует циркуляции крови и ци в организме. Мысли должны быть сосредоточены на упражнении, иначе прогресса не будет.

Эти четыре запрета не следует нарушать. Со временем ваши сухожилия станут гибкими, а тело окрепнет. Ци и кровь будут течь в полной гармонии с дыханием. Вы сможете направлять ци в любую часть своего тела в долю секунды. Вы сможете управлять своей ци, а это - необходимое условие силы. Одним касанием вы сможете убить врага. Ци поистине всемогуще.

Другой великий учитель, монах Хунхуэй, обнаружил, что ци может служить защитой почти любой части тела. Боец может направлять ци в голову, грудь, живот и любую другую часть тела. В этом случае даже удар железным прутом в это место не вызовет боли. Искусство правильного дыхания на Севере разделялось на две школы - сычуаньскую и хэнаньскую. Главный секрет этих школ в длинном вдохе и коротком выдохе. По существу, упражнение заключается в следующем:

  • Стоя прямо, трижды выдохнуть старый воздух через рот
  • Согнуться вперед в поясе и вытянуть руки вниз
  • Выпрямляясь, вытолкнуть сначала левую, а потом правую ладони вперед, избегая дыхания через рот, чтобы не было каких-то побочных эффектов. В следующий раз руки выталкиваются вверх или в стороны, но всегда сохраняется циркуляция ци. Когда руки выталкиваются вверх, ци идет в подмышки, а потом к кончикам пальцев. Когда руки выталкиваются в стороны, ци переполняет пупок
  • Вернуть руки в исходное положение (к бедрам). При этом оттягивая руки назад сжать кулаки и напрячь мышцы рук, тянуть руки назад как бы сопротивляясь действию тяжелого груза.

Постоянство - вот главное в этих упражнениях. Эффект проявляется не сразу, и успех достигается терпением.

"Жесткое" и "мягкое". Всех бойцов, в зависимости от их мастерства, можно разделить на три уровня. Уровень бойца зависит от того, в какой степени он овладел "мягким" и "жестким". Боец высшего уровня не является ни "мягким", ни "жестким", он сочетает и то, и другое одновременно. Противник не может противостоять его действиям, его движения невозможно предугадать.

Его пальцы кажутся мягкими, но когда они касаются цели, то действуют как зубила. Побежденный враг не может сказать, чем и когда его ударили. Короче, лучшие мастера выглядят и действуют "мягко", но достигают таких результатов, которые обычно связывают с чудовищной силой и "жесткостью". Высшего уровня искусства невозможно достичь за короткое время.

Боец среднего уровня значительно слабее. Очень часто талантливый ученик останавливается в развитии на этом уровне из-за отсутствия хорошего учителя. Он не может добиться гармонии "мягкого" и "жесткого". Иногда такой ученик развивает какую-то часть тела очень сильно, но в дисгармонии к целому, что только вредит ему. Он может напугать своих противников могучим внешним видом, но если встретит мастера высшего уровня, то его развитые мышцы не способны противостоять мягким движениям искусного противника.

Что толку тогда от его мощных мышц? Бойцу среднего уровня не хватает знаний, чтобы добиться гармонии "мягкого" и "жесткого". Он мало знает о тренировке стоек и еще меньше о правильном дыхании, двух важнейших предпосылках успеха. Он не может добиться гармонии пустого и наполненного. Такой боец полагается только на силу рук и ног, поэтому конечный результат низок. Не следует стремиться к такому уровню мастерства.

Боец низшего уровня еще хуже. Он просто жалок. Даже хороший учитель мало поможет ему из-за наличия стойких ошибок. Как правило, чрезмерное физическое развитие мешает ему добиться гармонии движений всего тела. Если боец среднего уровня проигрывает потому, что у него слишком много "жесткости" и не хватает "мягкости", то боец низшего уровня вообще знает только "жесткость". Для этого низшего уровня мастерства характерны следующие четыре упражнения:

  • Втыкание пальцев в песок. Это общеизвестное упражнение делает пальцы крепкими, как сталь.
  • Удары ногами по столбу. Удары по столбу, закопанному глубоко в землю, хорошо укрепляют ступни ног. Это упражнение было особенно популярно в Гуандуне.
  • Выдергивание гвоздей. Используя только кончики пальцев, ученик пытается выдернуть гвозди из доски. Это упражнение тоже было популярно в Гуандуне.
  • Набивка ладони. Ученик бил ребром ладони по краю стола до появления мозоли. Потом ученик бил ребром ладони по камням, пока рука не становилась крепкой, как сталь. Такая ладонь кажется ужасной новичку, но она не страшна "мягкому" бойцу.

Таким образом, высший уровень искусства означает гармонию между "мягким" и "жестким", боец среднего уровня предпочитает "жесткое" "мягкому", а боец низшего уровня знает только "жесткое".

Пять наставлений. Достижению гармонии "мягкого" и "жесткого" способствует правильное начало. Для достижения цели следуйте пяти наставлениям:

Постепенное развитие. Ученик должен начинать без спешки. Если первоначальные занятия проводятся слишком интенсивно, то работа внутренних органов может быть нарушена, а внешние органы могут испытывать сильную боль. Китайский бокс имеет плохую славу из-за большого количества травм во время занятий. Почти все эти травмы - результат слишком большого количества упражнений, слишком быстрого их выполнения или результат необдуманной демонстрации силы. Все подобные нарушения связаны с отсутствием хорошего учителя. Монах Динсин сказал об этом так: "Боевое искусство - это средство продления жизни, а не сокращения ее".

Настойчивость - ключ к успеху. Многие интересуются боевыми искусствами, некоторые достигают в них определенного уровня, но только один из тысячи становится мастером. Почему? Прежде всего, потому, что многие ученики теряют настойчивость. Если ученик занимается ежедневно, то он сможет добиться некоторых результатов через три года и, возможно, станет мастером через десять лет. Это - цена искусства сохранять здоровье, веру в себя и быть счастливым.

Умеренность. Перед началом тренировки тело человека вялое, а после нее оно становится активным и энергичным. Похоть и вино разрушают достигнутое. Если вы не можете сдерживать себя, то лучше и не начинать. Молодые люди должны обратить особое внимание на это требование.

Миролюбие. Подлинный мастер не агрессивен. Как правило, он тихий, спокойный, мягкий и терпеливый человек.

Соблюдение ритуала. Шаолиньское боевое искусство было создано монахом Дамо, развивалось его учениками и в конце периода династии Мин распространилось на Юге. При этом всегда сохранялся древний ритуал Шаолиня: перед схваткой с противником нужно сделать сначала три шага назад, а потом полтора шага вперед и положить правую ладонь на левый кулак. Если ваш противник из той же школы, то бой отменяется. Каждый боец Шаолиня соблюдал этот опознавательный ритуал.

Шаолиньские заповеди

1. Основная цель того, кто изучает эту технику, заключается в том, чтобы укpепить тело и дух. Он должен заниматься с pассвета до заката и не может пpекpащать занятий, когда ему вздумается.

2. Совеpшенствующий боевую технику делает это лишь для самозащиты, усиливая собственную кpовь и ци, выpабатывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто наpушает это, совеpшает аналогичное пpеступление, что и не выполняющий буддийские пpедписания.

3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть кpайне уважительным к нему и нельзя совеpшать поступки, в котоpых сквозит заносчивость и пpенебpежение.

4. В отношении собpатьев необходимо вести себя мягко и обходительно, быть искpенним и не допускать обмана. Hельзя, бpавиpуя силой, обижать слабого.

5. Если же во вpемя стpанствия встpетишь миpянина, то, теpпеливо удостаивая низшего, необходимо спасти его и нельзя необдуманно демонстpиpовать технику.

6. Каждый, кто познал методы шаолиньских учителей, не должен пускать в ход силу для выяснения отношений. Однако если вдpуг он встpетит человека, неизвестно откуда пpишедшего, он должен сначала поместить ладонь на уpовень бpовей. Если стpанник пpинадлежит к той же школе, он должен ответить знаком пpавой ладони, дабы по нему они узнали дpуг дpуга и оказывали взаимопомощь, выpажая дpужеские чувства товаpищу по Учению.

7. Употpебление вина и мяса является тяжелейшим гpехом в буддизме. Hужно благоговейно пpидеpживаться этого запpета, не пpеступая. Употpебление вина отнимает волю, а мясо ослабляет дух.

8. Увлечение женщинами и мужеложством неизбежно встpетит гнев Hеба, к тому же это непpостительно с точки зpения буддизма. Все ученики нашей чаньской школы не должны забывать об этом стpожайшем запpете.

9. Hельзя необдуманно обучать технике учеников-миpян, дабы избежать вpеда, котоpый может пpинести это обучение в миp в наpушение основных пpинципов буддизма. Если же точно увеpен, что пpиpода и хаpактеp человека чисты и беспоpочны, а в учении он не деpзок и не бесчеловечен, то можно начинать пеpедавать ему патpу и pясу (Учение). Hо если же он впадет в гpех увлечения вином и pазвpатными желаниями, надо взять клятву с этого человека, дабы он соблюдал пpавила пpиличия. Hельзя, однажды добившись его энтузиазиа в обучении, сpазу же увеpовать в это на всю жизнь. Это пеpвый и наиважнейший пpинцип школы, и ни в коем случае нельзя им пpенебpегать.

10. Остеpегайся духа сопеpничества, а также стоpонись пpивычки алчного самовосхваления. Этим ты сам убиваешь себя, к тому же отpавляешь и дpугих людей.

наверх