Публикации

Является ли шаманизм религией?

Независимо от признания шаманизма на официальном уровне, с начала 1990-х гг. повсеместно идет речь о возрождении шаманизма именно как религиозной системы, хотя вопрос о том, является ли по своей сути шаманизм религией, остается открытым. Разные авторы по-разному на него отвечают.

Кеннет Медоуз, автор «Шаманского опыта», считает, что Шаманизм не имеет ничего общего со сверхъестественными явлениями. Это не новая религия и даже не возрожденная разновидность старой религии. Это не система верований, так как шаманизм не выдвигает никаких доктрин. Он опирается не на веру, а на приобретение личного знания - то есть знания, которое может быть достигнуто отдельной личностью. Различие между шаманом и религиозным человеком заключается в том, что понятие истины у религиозного человека основано на вере в слова или авторитет других людей и зависит от интерпретации этих слов, устной или письменной.

Понятие истины у шамана основано на личном опыте. К примеру, религиозный человек верит в существование царств за пределами физического бытия и надеется на будущую жизнь в одном из таких царств. Шаман же знает об их существовании, поскольку сам воспринимал их в измененном состоянии сознания. В шаманизме ни вера, ни интеллектуальное совершенство не являются необходимыми условиями.

В шаманизме человек просто делает, чтобы узнать; знание приходит через действие. Не нужно принимать систему убеждений, прежде чем двигаться дальше; не нужно связывать себя догмами и символами веры; не нужно изучать и почитать священные писания; не нужно подчиняться жесткой иерархии; не нужно приносить клятв и обетов. Человек нуждается лишь в пробуждении внутренней силы и в определенном руководстве для указания пути.

Шаманизм, по мнению Кеннета Медоуза,  - наиболее естественная из всех философских и метафизических систем. Он действует в соответствии с космическими законами и тесно связан с циклическими изменениями потоков энергии, происходящими в природе. Современный шаманизм можно назвать "способом эффективной жизни", поскольку применение его принципов и практическое осуществление его методов улучшает и обогащает нашу жизнь. Шаманизм, включающий восприятие за пределами мира физических явлений, можно также назвать новой наукой Духа, позволяющей человечеству соприкоснуться с источником знаний и мудрости, далеко превосходящим возможности интеллекта.

Исследователь религии и этнолог Мирча Элиаде (1907- 1986) рассматривает шаманизм как "древнейшую и наиболее распространенную оккультную традицию".

Выдающийся этнограф В.Г. Богораз определял шаманство как стадию религиозного развития – первичную форму, объединяющую первобытную науку, медицину и хирургию, музыку и поэзию, религиозный культ.

И основной фигурой здесь выступает шаман – человек, обладающий особым даром, благодаря которому он может общаться с невидимыми обычному глазу мирами, служить своеобразным посредником между людьми и миром духов по самым разным вопросам. Шаман выполняет ритуальные функции, которые должны обеспечить хорошую погоду, защитить урожай, а отдельному человеку помогает в решении частных проблем – защититься и исцелиться от болезней, привлечь к нему удачу.

наверх