Публикации

Искусство как ресурс в повседневности: что оно для нас - микроскоп или молоток?

Предупреждаю, что цитирование и ссылка на авторитеты в этой статье не предусмотрены. Они открыли, изобрели и «дали путевку в жизнь» - молодцы, но постоянно их цитируя, можно превратиться в средневековых схоластов, которые только тем и занимались, что цитировали Священное Писание. Кроме того, мы, образно говоря, «стоим у них на плечах» и в силу только этой причины видим дальше. Я умышленно говорю тезисами, почти телеграфно, чтобы небольшой доклад не превратился в книгу средних размеров с примерами, комментариями, выкладками и проч.

Постановка проблемы.

Современный мир дает нам всем неограниченный доступ к информации, при этом он не дает взамен знаний. Разница между «информацией» и «знанием» в том, что информация – это факты, связь между которыми неясна, а знание их увязывает в систему, которую мы можем активно и с пользой применять и в процессе Бытия, и в быту. Не понимая и не различая их, мы тонем в море информации, а  правильно ее использовать не можем.

В итоге, в угоду развитию формального интеллекта мы в душе Бытиё противопоставляем быту, а духовное – материальному, как итог – душа страдает от такого искусственного разделения. Да и как иначе, если мы с юношества активно игнорируем важнейшую часть нашей личности.

Более того, даже то духовное, священное, прекрасное, что на самом деле существует вокруг нас, мы предпочитаем относить к сфере искусства, религии или природы, а все материальное в нашей жизни оборачивается нудной работой, которую надо выполнять и обязательно в поте лица. Разумеется, положение не так  безвыходно, как это может показаться. 

Выход есть: в соединении сакрального с профанным. Именно так и только так и не «когда-то» и «где-то там» в туманном будущем, а уже сегодня, в конкретных проявлениях жизни можно достигать гармонии между духом и телом (пресловутый кентавр). При объединении происходит расширение границ Души и выявление в себе искры Божьей. Мы не одни, если смотрим Вверх.

Основной задачей современной психологии и является активная помощь человеку в преодолении этого разрыва. Как? При помощи того, что у нас уже есть и что нам уже дано «здесь и сейчас», а не в дебрях Индокитая или в антисанитарных пещерах Гиндукуша. Действительно, у нас, даже в условиях мегаполисов, есть ресурс, который может нам помочь получить те состояния, за которыми «продвинутые» катаются в Тибет или к Шри Самаджи.

Обычно они приезжают из поездок переполненные впечатлениями, яркость и актуальность которых быстро нивелируется - в иной культурной среде нет постоянных и адекватных стимулов. Хотя, источник состояний, как ресурс, у нас есть, это шедевры, хранящиеся в музеях. Ресурс есть, только им надо научить пользоваться.

Итак, о ресурсе. Кратко.

Музеи – это своеобразные «консерватории», а произведения искусства – «консервы духа», которые могут храниться в музеях неограниченно долго в ожидании тех, кто ими сможет правильно воспользоваться.

Шедевр, произведение искусства окутаны своеобразной аурой, генерирующей у внимательного зрителя, предстоящего перед ним, высокое состояние. Исследования показали, что, картина создает вокруг себя физическое поле, которое воздействует на живой организм не только in vivo, буквально «в жизни, на уровне психики, психосоматики», но и в in vitro, буквально «в стекле, в пробирке», на тканевом уровне.

Гений, Художник, Мастер вкладывает в шедевр свое состояние и мы можем, используя его творение как камертон и ощутить/получить/вызвать похожее стояние в себе. Картина — это знак или символ, отражающий какой-то аспект модели общественного подсознания, уловленный или воспринятый художником из общего информационного поля. Когда мы соприкасаемся с шедевром — то волей-неволей зажигаемся от той искры Божьей, которая вложена в нас Им.

Картина — это обращение Творца через состояние художника к Миру, к нам. Всякая деятельность в искусстве предполагает наличие энергоинформационной связи между произведением и внимательным «пользователем», которой надо уметь пользоваться. И не надо никуда далеко ездить.

Наша традиция, культура – это и есть тот самый ресурс, с которым нам надо работать, коль скоро мы здесь родились. Более того, исследования показали, что разные культуры имеют иные принципы воздействия на психику и на организм, даже на тканевом уровне. Мы, в своем большинстве, ни как биологический объект, ни как целостная личность, не являемся продуктом, к примеру, индуистской традиции, следовательно, иное влияние может оказаться или лишенным смысла, или вредным.

Неконтролируемый или неосознаваемый перенос чреват непредсказуемыми последствиями, есть примеры. Особенно это касается переноса эволюционно-незрелых, архаических традиций и культур в наше общество. Шаманизм, к примеру, или магия тольтеков/ольмеков в прочтении современных специалистов, которые видят в них психопрактики, а не мощную, но чуждую нашей картине Мира традицию.Дошло до того, что специалистам проще какие-то феномены психики назвать по-английски, чем использовать для этого язык «родных берез». Как следствие, профессионалы чаще цитируют тексты буддизма/индуизма/тантры, кого-либо из индусов или гуру нью-эйджа, а не Г.Паламы, С.Булгакова, Н.Бердяева или П.Флоренского.

Многолетние исследования показали, что сам принцип воздействия произведений искусства на человека, как на целостную систему, в различных традициях весьма отличен друг от друга. Это первое. Второе. Понимание и осознавание таких различий позволяет более точно дифференцировать и отслеживать особенности их воздействия. А когда речь идет о шедеврах, то отличать уровни действия – научение новому навыку, снятие симптома/завершение гештальта или мягкое/кардинальное изменение Картины Мира.

Помехи, появляющиеся при возникновении возможности воспользоваться теми ресурсными состояниями, которые нам даны в виде своеобразных «консервов».

Нетребовательность к себе. Проще съездить раз в год к гуру, чем каждый день что-то делать для себя и с собой, в рамках требований культурной среды.

Страх взять на себя ответственность за свое развитие и свою жизнь. Своеобразное бегство от внутренней свободы.

Отвлечение внимания на экзотику чужой культуры - на нее смотришь, как на нечто другое, на иную жизнь, наполненную мудрецами, гуру и чудотворцами. Потому как мы «знаем», что в окружающей нас повседневности нет пиковых состояний, которые можно получить там, в чем мы тоже «уверены». Так творится миф о «духовных сокровищах Востока», где они есть на каждом шагу и их можно без труда найти и приобрести в вечное пользование, причем львиную долю работы за/для тебя проделает «Учитель», «Наставник», «Гуру».

Подпадание под власть авторитетов Востока, окутанного флёром мудрости, мистики и величия древних «духовных» культур, которые во многом уже архаичны. Они иные, а в чем-то для нас менее актуальные, так как мы - люди, выросшие и живущие в традициях постиндустриального «бездуховного» общества. Механическое копирование иных традиций чревато, а также «дорого и невкусно».

Неумение отличить в своем увлечении иными традициями мотив от смысла и «гуру от нью-эйджа» в этом нам не подмога. Они, как и обычные ученые, подходят к феномену воздействия культуры на нас с позиций формального интеллекта, выкидывая смысл традиции в угоду достижению конкретной цели.

Дилетантизм, процветающий в «искусстве». В нашей культуре, с появлением лозунга: «Искусство принадлежит народу» искусство, а особенно та его область, которая широко распространена среди психологов-профессионалов (имеется ввиду «арт-терапия») превратилась в помойную яму психологии, куда бессистемно свалены любые методы развития креативности. Как следствие, само понятие «арт-терапия» размыто, нечетко. К ней причисляют самые разные методы, от серьезных и глубоких до маргинальных, от проработки кризисных сценарных проблем до лепки пирожков из песочка или пересылке SMS с одного мобильника на другой. Это иногда полезно, но понятие арт–терапия глубже!

Вы умеете рисовать, пусть полупрофессионально? У вас есть медицинское образование? Тherapeia - уход, лечение! Вы имеете психологическое образование?  У вас есть в наличии хотя бы две составляющие? А три? А одна?

Некоторые выводы.

Занятие искусством, по сути, ответ профессионального сообщества на запрос общества, которому кажется, что каждый может заниматься искусством, каждый в нем понимает, как верный последователь постмодернизма, и более того, любое дилетантское действо может быть позиционировано как искусство.

Доступность выразительных средств – компьютерная графика, фотоаппараты, ксероксы, инсталляции, перфомансы, актуальное искусство, обилие маргинальной литературы.

Общедоступность информации – компьютерные базы данных, on-line обучение всему, чему можно поучить за наши деньги, мега-мастер-классы дилетантов, которые с удовольствием поделятся с вами своим полузнанием и проч.

Полузнание, малая осведомленность об исследованиях, проведенных в смежных областях, скажем в области физики малых и сверхмалых полей и взаимодействий, которые изучают воздействие шедевров на биологические объекты….

Это, на мой взгляд, главное.

Итого.

Когда идет широкомасштабное наступление постмодернизма, когда размыты границы между творчеством и ремеслом, когда нет традиций, которые смогли бы удовлетворить жителей мегаполисов, глупо прятать голову в песок. Точнее, традиции есть, но они скрыты от нас внешними проявлениями и ритуалами.

Мегаполисы – это совершенно иная субкультура с совершенно иной экологией развития того, что было до сих пор в закромах общества и формальные традиции мало в чем могут быть полезны нам, так как ранее человечество не сталкивалось с таким явлением в таком масштабе и в них искать ответ на вопрос о выходе из кризиса во многом бессмысленно. Если бы формальные традиции соответствовали своим задачам, то их бы никто не смог уничтожить. Правда, есть ниточка – понимание внутреннего смысла традиции, вот тогда она может стать мощным подспорьем.

На мой взгляд, наша актуальная задача на сегодня – создание новой традиции из того материала, который у нас есть в наличии «здесь и сейчас». Процесс стихийно уже идет…. Мы его можем возглавить или плестись в хвосте за теми, кто возьмет на себя смелость возглавить его. Вперед! К традициям!

 

Свет Фаворский есть повсюду и к нему нужно восходить, преображая себя и мир. Трудиться, пробуждая «спящее» сознание, так охарактеризовал его Учитель ХХ в. Гурджиев. «Просыпаться» можно научиться! Не сразу, постепенно, шаг за шагом.

Обучением занимается авторская школа Виталия Богдановича «Осознавание» в течение 17 лет. В программе: тренинги в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Саратове, Самаре, Риге, семинары в музеях и картинных галереях, выездные семинары-путешествия по активным энергоинформационным местам России и за ее пределами. Странствия позволяют: изменять себя под поставленные задачи; трансформировать себя, доверять ощущениям при информационных воздействиях.

Туры школы отличаются тем, что упор делается на получении и фиксации состояний, энергетики мест. В дальнейшем, состояниями можно пользоваться всегда и везде.

Автор: Виталий Богданович
наверх